Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

В предыдущей недельной главе (Шмини), как мы помним, Тора дала подробные указания обо всех «чистых» животных, годных в пищу евреям, а также привела длинный список птиц и прочих представителей земной фауны, в пищу евреям запрещенных. Глава Тазрия идет сразу за ней. И занимается она «ритуальной нечистотой» человека. То есть, непосредственно за «чистыми и нечистыми» животными следуют законы о «чистоте и нечистоте» человека.

Наши мудрецы обратили внимание на это соседство тем и пояснили: подобно тому как создание человека в последний день Творения произошло после появления животных, так и законы, относящиеся к человеку, даются после положений, которые касаются животного мира. «Не оскверняйте ваши души никаким пресмыкающимся гадом, не оскверняйтесь ими, — чтобы не стать через них нечистыми!» (Ваикра 11:43).

Раби Исраэль Липкин Салант (основатель движения Мусар в среде литовского еврейства) нашел «нравственное» объяснение связи между этими двумя недельными разделами. Глава Шмини заканчивается подробными указаниями того, что разрешено есть, а что запрещено. Глава Тазрия занимается законами «нечистоты», которая проявляется на коже; причем мудрецы указывают, что эта «нечистота» приходит как наказание за лашон ара, злословие по отношению к другим людям, запрещенное Торой. Посмотрите внимательно, говорит раби Исраэль, и те, и другие законы абсолютно категоричны: нельзя есть запрещенное, нельзя злословить! Разницы в строгости между ними нет. Но как скрупулезно и мелочно соблюдают многие евреи законы кашрута, и как пренебрежительно и поверхностно они относятся к запретам на «плохой язык» (лашон ара). Не дай Б-г положить кусок вареного мяса на тарелку, из которой только что ели горячий молочный суп с лапшой! Но сказать что-то предосудительное о своем ближнем? Да сколько угодно!.. Повторяем: надо тщательно соблюдать запреты в обеих этих областях. Ведь к словам, которые выходят из нашего рта, Тора относится не менее строго, чем к пище, которую мы в этот рот кладем.

Рамбан, великий комментатор Торы, указывает еще на одну тонкость, вытекающую из факта соседства двух указанных глав. Предыдущая заканчивалась запретом есть падаль, насекомых, пресмыкающихся и прочую «живность», обитающую на земле, в воздухе и воде. Наша глава начинается с законов «нечистоты», связанной с родами человека. В этом содержится намек на то, что, если мы хотим, чтобы еврейские женщины рожали детей, нравственно неущербных, надо остерегаться всех нарушений кашрута. Понятно, что нравственность усваивается детьми от взрослых, но предрасположенность является врожденным качеством, и она, проявляясь завтра в наших детях, во многом зависит от нашей сегодняшней готовности следовать заповедям Торы…

Вернемся к самому началу нашей статьи, где говорилось о том, что человек был создан в последний день Творения — после всего, что этот мир наполняет. Существует один известный мидраш: «Сказано в псалме (Теилим 139:5): “Позже и раньше Ты меня создал”. Что это значит? Если человек достоин, ему говорят: ты — первый (главный) из созданий. Если недостоин, ему говорят: комар и червяк были созданы раньше тебя». Наши мудрецы так объясняют эти слова. Когда царь прибывает в один из городов своего государства, то, раньше чем он пройдет по улицам перед народом, появляются устроители: они чистят улицы, наводят порядок. Затем идут те, кто украшают дома и развешивают флаги. Потом настает черед гвардейцам и оркестрам. И лишь затем появляется сам царь в окружении свиты. Никому не придет в голову сказать, что здесь важен тот, кто идет раньше. Наоборот, самый важный шествует в конце, к нему привлечено все внимание.

Так можно сказать о царе. Так можно сказать и о человеке, который появился на исходе шестого дня Творения. Все предыдущее было создано для него. Ибо он — цель Творения. «Раньше Ты меня создал». Раньше всего. Поэтому и назван Первым человеком. Не просто первый среди людей, а первый среди всех созданий… Если он, конечно, достоин.

Но если недостоин, тогда справедлива другая часть псалма: «Позже Ты меня создал». Потому что ты не видишь никакой особенной цели в собственном появлении в этом мире. Ты один из элементов, новый вид животного, пусть наделенный сильным разумом — но и только! У льва сильные лапы, у орла — крылья, у муравья — трудолюбие, а у тебя ­мозги. Один из органов, не больше. Даже комар и червяк — и те предшествуют тебе.

Много сочинено философских систем. Каждая из них по-своему описывает человека. В одной он — новый вид животного с гипертрофированным мозгом. В другой — совершенный природный компьютер, для которого собственные эмоции — всего лишь криволинейная функция в многомерном алгебраическом пространстве. То он человек разумный, то страдающий, то наделенный способностью к смеху. Все это интересно и, может быть, даже верно. Но за всем этим забывается, что, прежде чем дать определение, надо задаться вопросом — зачем человек создан?

А ведь об этом прямо говорится в Торе, в том же месте, где сказано о запрете есть некашерную живность: «Я, Всевышний, вывел вас из Египта, чтобы быть вам Богом. Будьте же святы, потому что Я свят». Слова, весьма актуальные накануне Песаха, праздника Исхода из Египта.


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше