Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Насколько велик и важен мир между людьми можно судить по тому, что, при всей предосудительности лжи, ради мира Тора разрешила даже иногда изменять слова при пересказе. Таковы пути установления мира: избегать всего, что может нарушить единство между человеком и его ближним, между мужем и женой, повредить любви между ними, даже в самой малой степени. Это правило мы можем учить из того, как сам Всевышний изменил слова Сары, передавая их Аврааму. Она сказала (услышав известие, что у нее будет сын): «…вот и господин мой (Авраам) стар», а Всевышний передал Аврааму, будто она сказала: «…и я состарилась» (Берешит 18:12,13). Всевышний, будь Он благословен, сделал это, чтобы избежать всякой возможности обиды (см. Раши там). Подобным же образом Талмуд разрешает говорить о некрасивой невесте, что она красива, а о неудачной покупке — что она удачна (Ктубот 17а). Братья Йосефа придумали то, чего не было, беспокоясь о мире между ними и Йосефом. Они сказали ему: «Отец твой завещал перед смертью, говоря: Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину братьев твоих…» (Берешит 50:17). Объясняет Раши, что Яаков не говорил всего этого, ибо он не подозревал Йосефа в том, что тот станем мстить братьям за причиненное ему зло. Из этого эпизода мы выводим, что изменить слова во имя мира может даже тот, кто непосредственно заинтересован и участвует в деле, а не только стороннее лицо. Талмуд говорит, что отступление от фактов во имя мира — мицва, а не просто нечто разрешенное (Йевамот 65б)

Насколько велик и важен мир между людьми можно судить по тому, что, при всей предосудительности лжи, ради мира Тора разрешила даже иногда изменять слова при пересказе. Таковы пути установления мира: избегать всего, что может нарушить единство между человеком и его ближним, между мужем и женой, повредить любви между ними, даже в самой малой степени.

Это правило мы можем учить из того, как сам Всевышний изменил слова Сары, передавая их Аврааму. Она сказала (услышав известие, что у нее будет сын): «…вот и господин мой (Авраам) стар», а Всевышний передал Аврааму, будто она сказала: «…и я состарилась» (Берешит 18:12,13). Всевышний, будь Он благословен, сделал это, чтобы избежать всякой возможности обиды (см. Раши там). Подобным же образом Талмуд разрешает говорить о некрасивой невесте, что она красива, а о неудачной покупке — что она удачна (Ктубот 17а).

Братья Йосефа придумали то, чего не было, беспокоясь о мире между ними и Йосефом. Они сказали ему: «Отец твой завещал перед смертью, говоря: Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину братьев твоих…» (Берешит 50:17). Объясняет Раши, что Яаков не говорил всего этого, ибо он не подозревал Йосефа в том, что тот станем мстить братьям за причиненное ему зло. Из этого эпизода мы выводим, что изменить слова во имя мира может даже тот, кто непосредственно заинтересован и участвует в деле, а не только стороннее лицо. Талмуд говорит, что отступление от фактов во имя мира — мицва, а не просто нечто разрешенное (Йевамот 65б). И это вещь совершенно неочевидная: Сам Всевышний изменяет слова во имя мира, хотя Он Сам весь — истина, и печать Его — истина!

Из всего этого мы видим, что в час нужды человеку приходится делать и такие вещи, которые не укладываются в обычные нормы его поведения и противоречат его принципам, ибо человеку надлежит делать то, что хорошо в глазах Всевышнего, а не в его собственных глазах. Об этом говорит в своем Видуе (признании в грехах) рав Саадия Гаон: «То, что Ты разрешил, — запрещал я!»

Ложь для спасения от нарушения запретов Торы

Разрешается прибегнуть ко лжи в том случае, когда невозможно иным способом уклониться от нарушения запрета Торы, например, запрета злоязычия и сплетен. К примеру, когда Реувен спрашивает у Леви, действительно ли Шимон сделал ему такое-то плохое дело, Леви имеет право сказать неправду, чтобы уклониться от нарушения запрета сплетен (по книге Хафец Хаим).

Возможны также и другие ситуации, в которых позволяется изменять свои слова против действительности (Бава меция 23б):

1. В том, что касается изучения Торы. Когда спрашивают человека, знает ли он хорошо такой-то трактат Талмуда, разрешается из скромности ответить отрицательно (Раши).

2. В интимной сфере, когда спрашивают о чем-то, касающемся отношений между мужем и женой.

3. В сфере гостеприимства. Комментаторы объясняют это по-разному. По Рамбаму, гостю не следует сообщать, у кого он остановился, чтобы не пришли другие к тому же хозяину и не затруднили его приемом многих гостей. По Раши, если есть опасение, что к этому же хозяину, услышав о его гостеприимстве, придут люди недостойные, и тот понесет ущерб, принимая их, то гостю разрешается сказать, что его приняли не очень хорошо. И Рамо постановил согласно Раши (Хошен мишпат 262).

По указанной причине не следует расхваливать хозяина за его гостеприимство перед другими людьми, как говорится об этом в Талмуде (Арахин 16а) по поводу сказанного в Писании: «Если кто благословляет ближнего громко поутру — проклятием ему зачтется» (Мишлей 27:14).

Из этого видно, сколько осторожности следует проявлять во всем, что мы говорим, и смотреть, как говорят, в оба, чтобы сказанное нами не принесло ущерба ни одному человеку, даже при самых лучших наших намерениях.

И еще сказали благословенной памяти наши мудрецы (там же в Арахин), что не следует расхваливать ближнего, ибо сказанное в похвалу может обернуться к осуждению. Объясняет Раши, что, чрезмерно хваля, сам хвалящий будет вынужден, в конце концов, сделать оговорку: «Кроме такой-то плохой черты, которая есть в нем»; либо один из слышавших похвалы скажет: «Но разве нет в нем такой-то плохой черты?» (См. также у Хафец Хаима, когда можно и когда нельзя хвалить ближнего).

с разрешения издательства Швут Ами


Подобно тому, как наше тело связано своими корнями с душой («нешама»), внутренняя мудрость тоже имеет свой корень. Этим корнем мудрости является «рацон», желание. Читать дальше