Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Насколько велик и важен мир между людьми можно судить по тому, что, при всей предосудительности лжи, ради мира Тора разрешила даже иногда изменять слова при пересказе. Таковы пути установления мира: избегать всего, что может нарушить единство между человеком и его ближним, между мужем и женой, повредить любви между ними, даже в самой малой степени. Это правило мы можем учить из того, как сам Всевышний изменил слова Сары, передавая их Аврааму. Она сказала (услышав известие, что у нее будет сын): «…вот и господин мой (Авраам) стар», а Всевышний передал Аврааму, будто она сказала: «…и я состарилась» (Берешит 18:12,13). Всевышний, будь Он благословен, сделал это, чтобы избежать всякой возможности обиды (см. Раши там). Подобным же образом Талмуд разрешает говорить о некрасивой невесте, что она красива, а о неудачной покупке — что она удачна (Ктубот 17а). Братья Йосефа придумали то, чего не было, беспокоясь о мире между ними и Йосефом. Они сказали ему: «Отец твой завещал перед смертью, говоря: Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину братьев твоих…» (Берешит 50:17). Объясняет Раши, что Яаков не говорил всего этого, ибо он не подозревал Йосефа в том, что тот станем мстить братьям за причиненное ему зло. Из этого эпизода мы выводим, что изменить слова во имя мира может даже тот, кто непосредственно заинтересован и участвует в деле, а не только стороннее лицо. Талмуд говорит, что отступление от фактов во имя мира — мицва, а не просто нечто разрешенное (Йевамот 65б)

Насколько велик и важен мир между людьми можно судить по тому, что, при всей предосудительности лжи, ради мира Тора разрешила даже иногда изменять слова при пересказе. Таковы пути установления мира: избегать всего, что может нарушить единство между человеком и его ближним, между мужем и женой, повредить любви между ними, даже в самой малой степени.

Это правило мы можем учить из того, как сам Всевышний изменил слова Сары, передавая их Аврааму. Она сказала (услышав известие, что у нее будет сын): «…вот и господин мой (Авраам) стар», а Всевышний передал Аврааму, будто она сказала: «…и я состарилась» (Берешит 18:12,13). Всевышний, будь Он благословен, сделал это, чтобы избежать всякой возможности обиды (см. Раши там). Подобным же образом Талмуд разрешает говорить о некрасивой невесте, что она красива, а о неудачной покупке — что она удачна (Ктубот 17а).

Братья Йосефа придумали то, чего не было, беспокоясь о мире между ними и Йосефом. Они сказали ему: «Отец твой завещал перед смертью, говоря: Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину братьев твоих…» (Берешит 50:17). Объясняет Раши, что Яаков не говорил всего этого, ибо он не подозревал Йосефа в том, что тот станем мстить братьям за причиненное ему зло. Из этого эпизода мы выводим, что изменить слова во имя мира может даже тот, кто непосредственно заинтересован и участвует в деле, а не только стороннее лицо. Талмуд говорит, что отступление от фактов во имя мира — мицва, а не просто нечто разрешенное (Йевамот 65б). И это вещь совершенно неочевидная: Сам Всевышний изменяет слова во имя мира, хотя Он Сам весь — истина, и печать Его — истина!

Из всего этого мы видим, что в час нужды человеку приходится делать и такие вещи, которые не укладываются в обычные нормы его поведения и противоречат его принципам, ибо человеку надлежит делать то, что хорошо в глазах Всевышнего, а не в его собственных глазах. Об этом говорит в своем Видуе (признании в грехах) рав Саадия Гаон: «То, что Ты разрешил, — запрещал я!»

Ложь для спасения от нарушения запретов Торы

Разрешается прибегнуть ко лжи в том случае, когда невозможно иным способом уклониться от нарушения запрета Торы, например, запрета злоязычия и сплетен. К примеру, когда Реувен спрашивает у Леви, действительно ли Шимон сделал ему такое-то плохое дело, Леви имеет право сказать неправду, чтобы уклониться от нарушения запрета сплетен (по книге Хафец Хаим).

Возможны также и другие ситуации, в которых позволяется изменять свои слова против действительности (Бава меция 23б):

1. В том, что касается изучения Торы. Когда спрашивают человека, знает ли он хорошо такой-то трактат Талмуда, разрешается из скромности ответить отрицательно (Раши).

2. В интимной сфере, когда спрашивают о чем-то, касающемся отношений между мужем и женой.

3. В сфере гостеприимства. Комментаторы объясняют это по-разному. По Рамбаму, гостю не следует сообщать, у кого он остановился, чтобы не пришли другие к тому же хозяину и не затруднили его приемом многих гостей. По Раши, если есть опасение, что к этому же хозяину, услышав о его гостеприимстве, придут люди недостойные, и тот понесет ущерб, принимая их, то гостю разрешается сказать, что его приняли не очень хорошо. И Рамо постановил согласно Раши (Хошен мишпат 262).

По указанной причине не следует расхваливать хозяина за его гостеприимство перед другими людьми, как говорится об этом в Талмуде (Арахин 16а) по поводу сказанного в Писании: «Если кто благословляет ближнего громко поутру — проклятием ему зачтется» (Мишлей 27:14).

Из этого видно, сколько осторожности следует проявлять во всем, что мы говорим, и смотреть, как говорят, в оба, чтобы сказанное нами не принесло ущерба ни одному человеку, даже при самых лучших наших намерениях.

И еще сказали благословенной памяти наши мудрецы (там же в Арахин), что не следует расхваливать ближнего, ибо сказанное в похвалу может обернуться к осуждению. Объясняет Раши, что, чрезмерно хваля, сам хвалящий будет вынужден, в конце концов, сделать оговорку: «Кроме такой-то плохой черты, которая есть в нем»; либо один из слышавших похвалы скажет: «Но разве нет в нем такой-то плохой черты?» (См. также у Хафец Хаима, когда можно и когда нельзя хвалить ближнего).

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.