Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Немного о «паразитах»

Наверное, некоторые наши читатели слышали о паразитическом существовании современных талмудистов, а именно женатых учащихся колелей — аврехим.

Известно, что аврехим не работают, так как все свое время посвящают изучению Торы. Эти взрослые люди, обремененные семьей и детьми, живут на небольшую стипендию, которую получают за то, что с утра до вечера изучают Талмуд. Жены аврехим поддерживают стремление мужей уделять как можно больше времени постижению мудрости Торы, не смотря на скудность семейного бюджета. Мы постараемся объяснить, как такой образ жизни совмещается с прагматизмом современного мира.

Заповедь изучения Торы является центральной и самой значимой из всех, ведь она позволяет глубоко изучить смысл каждой заповеди. Кроме того, глубокое постижение Торы приводит человека к осмыслению своего предназначения в творении, к познанию сложных моментов устройства мироздания, что само по себе является важнейшей обязанностью человека.

На протяжении всей еврейской истории обладание талмудическими знаниями являлось первостепенной доблестью мужчины, и в традиционном еврейском обществе мудрец Торы занимал самое почетное место. Например, молодой человек из простой еврейской семьи, преуспевающий в изучении Талмуда, мог претендовать на брак с девушкой из очень состоятельной и знатной семьи.

Подобные идеалы сохранились в обществе евреев, соблюдающих законы Торы, до сегодняшнего дня. Многие современные молодые пары мобилизуют все свои силы для того, чтобы муж мог посвятить все свое время изучению Торы. Для аренды жилья они выбирают самые недорогие районы; религиозные девушки пытаются приобрести хорошую профессию, востребованную на рынке труда, а их мужья ищут колель, в котором платят более-менее приличную стипендию. Тем не менее, семейный бюджет такой семьи часто бывает слишком мал, и молодые пары поддерживают их родители, которые видят глубокий смысл в традиционном образовании сына или зятя.

Наверное, человеку, далекому от мира Торы, сложно понять, как существует молодая семья, глава которой, уходя из дому на целый день, в конечном счете, приносит домой студенческую стипендию, и почему люди изо всех сил держатся за такой образ жизни.

Дело в том, что еврейская традиция не существует как некий отдельный внешний культ. Законы Торы, пронизывая все аспекты человеческой жизни, обязывают религиозного еврея вести себя в соответствии с ними. Конечно, соблюдение заповедей требует серьезных духовных усилий и дается ценой некоторой самоотверженности. Например, мужчина-еврей начинает свой день с молитвы. Это значит, что рано утром он идет в синагогу и проводит там минимум 30-40 минут. Таким образом, даже проживая рядом с синагогой, утром он тратит 1 час на совершенно непродуктивную в материальном смысле деятельность. То же самое происходит в субботу, с наступлением которой человек вычеркивает из своей жизни телефон, компьютер, транспорт и посвящает все время молитвам, изучению Торы и праздничному застолью, во время которого также отдается предпочтение обсуждению тем, связанных с еврейской традицией.

Несомненно, не все учащиеся колелей одинаково усердны, ведь на изучение Торы человека способны подвигнуть самые разные мотивы. Среди них и стремление к чистому познанию устройства мироздания, и следование правилам, принятым в обществе религиозных евреев, и желание обрести временное пристанище, ограждающее от материальных трудностей или необходимости служить в армии. (Не секрет, что именно учеба в колеле освобождает израильских аврехим от всеобщей воинской повинности.) Конечно, человек, пришедший в колель ради познания самой Торы, будет проявлять больше старания в учебе, чем другие.

Возможности изучения Торы в Америке и Земле Израиля сравнимы. Вместе с тем институт колеля в Земле Израиля имеет более глубокую основу. Здесь живет больше знатоков Торы, работает очень много серьезных колелей. Исторически именно в Землю Израиля стекались знатоки Торы и праведники, чтобы жить и постигать мудрость Творца именно здесь.

С другой стороны, учащиеся колелей Америки чаще изучают Тору только из чистого стремления к познанию, ведь в США существует множество возможностей заработать деньги, так что житель Штатов, выбирающий колель, несомненно, проявляет немалую долю идеализма. К тому же в Америке отсутствует всеобщая воинская повинность.

Как правило, большинство молодых мужчин учится в колеле несколько лет, а затем переходят к более общепринятому способу существования. Но существуют колели, в которых учатся люди 35—40 лет. Постепенно они приобретают необходимый уровень знаний, становятся раввинами или преподавателями Талмуда.

Отношение различных слоев еврейского общества к учащимся колелей в Америке и Израиле не одинаково. Американцы более терпимы, ведь в их мировоззрении основное место занимает капиталистический прагматизм, уважающий деньги и тех, кто умеет их зарабатывать, а также принципы свободы, диктующие терпимое отношение к представителям любых религиозных течений. В США невозможно услышать обвинение в тунеядстве в адрес аврехим еще и потому, что американцам не знаком социалистический лозунг «Кто не работает, тот не ест».

Да и как можно обвинить в безделье и паразитизме людей, которые занимаются изучением или исследованием чего бы то ни было. Все мы прекрасно знаем, что в светских академических заведениях постоянно проводятся различные исследования, не имеющие никакого отношения к развитию хозяйства. Люди изучают искусство, литературу, театр и кино, биографии выдающихся людей, древние языки, вымершие культуры. Эти и подобные темы, очевидно, не будут прямо способствовать благосостоянию государства. Тем не менее, дорогостоящие исследования различной тематики сохраняют актуальность.

В Земле Израиля, тем не менее, именно учащиеся колелей очень часто выставляются СМИ бездельниками и паразитами, обременяющими государственный бюджет. Причина этих обвинений в том, что многие колели субсидируются государством. У подобного отношения к колелям есть и другая причина.

Государство Израиль создавалось на базе коммунистическо-социалистических принципов. В подобного рода государствах, как известно людям, жившим при советском строе, партийно-государственная элита эксплуатирует массы трудящихся при помощи пропаганды коммунистических идей. Поэтому людей, изучающих Тору и являющихся, по сути, их оппонентами, объявляют бездельниками и паразитами, замалчивая очевидный факт материальной заинтересованности государства в существовании колелей и ешив. Ведь для их содержания евреи диаспоры мобилизуют большие средства, которые развивают израильскую экономику.

Культивируя ненависть к аврехим, в прессе намеренно не вспоминают также об основах государственной идеологии, с точки зрения которой евреи имеют право на Землю Израиля именно потому, что они потомки древних евреев, которым Всевышний даровал свое учение на горе Синай. Если же изучение Торы прервется, то не останется ничего, что связывает еврейский народ с этой землей. При таком развитии событий любой молодой еврей, не задумываясь о том, кто он и откуда, начнет новую жизнь в каком-нибудь процветающем государстве мира, наиболее привлекательном, по его мнению.

Впрочем, суть ответа на вопрос: «В чем смысл существования колелей? Что это нам дает?» заключается, конечно, в другом. В священных книгах сказано, что Всевышний дает жизнь при условии изучения Его Торы. Это означает, что от существования ешив и колелей зависит наша жизнь, а аврехим, посвящающие все свое время изучению Торы, приносят еврейскому народу и всему миру благословение и изобилие. И чем больше людей будет заниматься изучением Торы, тем в мире будет больше счастья, благополучия и радости.

Рав Александр Айзенштат, из журнала «Мир Торы», Москва.