Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

«И было, на восьмой день (байом шмини) Моше призвал Аарона с сыновьями, а также старейшин». Призвал, чтобы передать им заповеди, связанные с работой в Храме, которую были обязаны выполнять коаним (священники) из семьи Аарона и сам Аарон. Об особом положении в среде еврейского народа этой семьи мы знаем из Торы. Все коэны во все времена — прямые потомки Аарона по мужской линии. Поэтому Моше призвал их, чтобы, как говорится, ввести в работу. Но посмотрите, написано: «призвал Аарона, его сыновей и старейшин». Причем тут старейшины? Ведь они-то не из семьи Аарона, не из его потомков! Многие из них в отцы годились старшему брату Моше.

На эту тему уместно привести отрывок из Мидраш Раба, в котором великий учитель эпохи Мишны, раби Акива, указывает, что не зря еврейский народ часто уподобляется птицам небесным: «Как птица не может летать без крыльев, так евреи ничего не могут сделать без своих старейшин». Тем самым Мидраш подчеркивает роль старейшин в нашем народе. Ни одного начинания Моше не предпринимал, не посоветовавшись с ними. Он как бы старался постоянно поднять их авторитет в глазах евреев. Зачем? Чтобы, когда настанет время, народ знал к кому обратиться. Моше смертен и не может руководить всеми будущими поколениями. Поэтому он исподволь приучал евреев доверительно относиться к знающим и опытным людям. Затем и пригласил их на освящение Переносного Храма.

Ничего особенного, — скажет кто-то, — в каждом народе уважительно относятся к старикам, хранителям традиций и, вообще, к людям, много пожившим, много повидавшим и накопившим жизненный опыт, который всегда полезен тем, кто хочет его перенять. — Это верно, но Моше вовсе не из-за жизненного опыта ценил еврейских старейшин. Старейшина — это в первую очередь тот, кто застал учителей предыдущего поколения и УЧИЛСЯ у них. А те учились у поколений, стоявших перед ними. И так вплоть до Синая! Вот оно, корневое слово — СИНАЙ. Другими словами, высокий статус старейшин — не просто дань уважения седине и опыту. В нем — гарантия, что у каждого еврея есть возможность получить Тору в том виде, в каком она передавалась из поколения в поколение. Вот на чем основан авторитет наших учителей, вот без чего не сможет выжить еврейский народ. Как не сможет выжить птица без крыльев…

Содержание недельной главы. На восьмой день, после семидневной подготовки священников, — начало работы Переносного Храма, Мишкана (Ваикра 9:1—21). Аарон благословляет народ (9:22—24). Запрещение коэнам употреблять вино перед работой в Мишкане (10:1—11). Ряд постановлений для коэнов (10:12—20). Разрешенные и запрещенные в пищу виды животных (11:1—47)…

Кашрут. Одна из самых широко известных характеристик иудаизма. У нас три особенности, три отличительные черты, делающие нас не похожими на другие народы: обрезание, Шабат и кашрут. Конечно, водятся за нами и другие, не менее уникальные признаки: мезуза на двери, тфилин во время молитвы и пр. Но эти три — самые важные: обрезание, Шабат и кашрут. Как три знака — яркие и нескрываемые. Кто их носит — тот еврей. Один знак — на теле, второй — на времени, третий — на столе. Если кого-то привлекает иудаизм, то его привлекают именно эти знаки. Если кого-то еврейская религия отталкивает, то его отталкивают они же…

Распространено мнение, будто под кашрутом понимаются лишь те запреты и разрешения, которые приведены в Письменной Торе. Мол, открываем Тору, читаем, что можно есть, и поступаем соответствующим образом. Но кто сказал, что надо обращаться за советом к раввинам? Какие могут быть сомнения, когда в Торе все четко и ясно написано?

Четко написано, говорите? Какова, скажите-ка, технология производства вкусных прибалтийских шпрот? Нет ли в них запрещенных ингредиентов? Вы лично проверяли? По всем вопросам подобного типа и многим другим у евреев принято обращаться к специалистам, они же раввины.

Вот, кстати, история про шпроты. Рассказывают, что однажды прямо на уроке обратился к известному раввину и мыслителю Хазон-Ишу один торговец импортным питанием. Выяснилось, что он приобрел большую партию сардин, но зародилось в нем сомнение относительно их кашерности. Несколько банок он принес с собой. Долго рассматривал открытую коробку Хазон-Иш, думал, чем помочь торговцу, чтобы тот не потерял большие деньги, но, видимо, ничего не получалось. Тут подал голос один из учеников: «Раби, слышал я, что именно этот вид рыбы, приготовленной именно таким способом, однажды разрешил раби Акива Эгер и в доказательство сам их поел». (Справка: гаон раби Акива Эгер, 1761—1837, великий мудрец и законоучитель, родился в Германии, был главным раввином в Познани.) Выслушал Хазон-Иш это замечание и ответил: «Знаком я с этим слухом. Но что-то не верится, чтобы через рот праведника, которым он произносил слова великой мудрости, проходила такая сомнительная вещь».


Нравится!
Поделиться ссылкой:

Тема дня

Тазриа

Читать дальше