Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Одно из главных средств установления мира между людьми — приносить им успокоение в их тревогах и волнениях и утешать в их горестях. И точно так же обязаны мы спасать обиженного и притесняемого от рук обидчика, и не имеем мы права проходить мимо, говоря: какое мне до этого дело? И вот что пишет Рабейну Йона в своей книге Шаарей тшува (3:70): «Предупреждает нас Тора о том, что мы должны прикладывать все силы для спасения ближнего и находить пути помощи в тяжелую для него минуту, как сказано: “Не стой (безучастно) при крови ближнего своего (когда он в опасности)”» (Ваикра 19:16). И если есть у тебя силы и возможность спасти его, советом или действием, а ты делаешь вид, что не можешь, то эти твои силы и возможности будут уменьшены, согласно принципу «мера за меру». И далее говорит Рабейну Йона, что было бы хорошо и правильно, чтобы были в каждом городе добровольцы, люди образованные и разумные, постоянно готовые придти на помощь всякому человеку, мужчине и женщине, находящемуся в беде. И продолжает: «И если обязала нас Тора тратить время и силы на заботу о заблудившемся быке или ягненке другого еврея, то насколько же велика и неоценима забота об их хозяине, как сказано: “…и бедняков скитающихся введи в дом” (Йешаяу 58:7) “. И царь Давид молился о своем сыне Шломо: Ибо он спасет возопившего бедняка, и обделенного — того, кому помочь некому”» (Теилим 72:12—13).

А вот что пишет об обычаях еврейского царя Рамбам: «И будет он исполнен жалости к малому и к большому, и будет всемерно печься об их благе, беречь честь и достоинство самого малого из них» (Законы царей 2:6).

И Рабейну Йона пишет: «Должен каждый человек заботиться о благе своего народа и трудиться неустанно ради исправления ближнего, будь он беден или богат. И это относится к числу важнейших вещей, за которые с человека особенно строго спрашивается» (Шаарей тшува 3:13).

А в Игерет атшува он пишет следующее: «И пусть выберут себе людей, которые будут устанавливать мир между мужем и женой, между человеком и ближним его, и избирать для этого дела нужно людей, исполненных радостью, умеющих умиротворять других и оставлять их удовлетворенными, умеющих водворять мир между людьми, и да не будут они гневливы и раздражительны, как сказано: “Кроткий ответ отвращает гнев”» (Мишлей 15:1).

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Недельная глава Бо

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Рассмотрим, как начало главы разъяснено в книге р. Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви»