Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Месилат ешарим. Классический труд по мусару, нравственным основам иудаизма, составленный великим ученым и кабалистом, раби Моше Хаимом Луцатто (сокращенно Рамхаль, 1707—1746). Написан автором, уроженцем Палермо, в Амстердаме, куда он прибыл из Франкфурта по дороге в Святую Землю.

Состоит из двадцати шести глав, которым предшествует авторское предисловие. В нем обосновывается необходимость изучать приемы и способы приобретения благочестия (высоконравственного поведения). «Большинство людей считает, что благочестие зависит от того, сколько раз человек читает псалмы, от покаяний, постов и от окунания в ледяную воду, — от того, что неудобно уму и не успокаивает разум. Но истинное и желанное благочестие далеко от умствования…» Автор утверждает, что существует ряд необходимых для выполнения правил, следование которым может поднять человека на высокий уровень нравственности. Причем он тут же замечает, что «недостаточно производить заученные движения и жесты, этому должно быть полностью отдано сердце».

Основная линия книги следует словам аморы рава Пинхаса бен Яир, приведенными в Талмуде (трактат Авода Зара 20б): «Тора ведет (человека, ее соблюдающего) к осторожности (зеирут), осторожность к расторопности (зризут), расторопность к чистоте (некиют), чистота к отделенности (пришут), отделенность к святой чистоте (тоора), святая чистота к благочестию (хасидут), благочестие к смиренности (анава), смиренность к страху перед преступлением, страх к святости (кдуша), святость к пророчеству, пророчество к воскрешению (тхият аметим)».


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза