Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Месилат ешарим. Классический труд по мусару, нравственным основам иудаизма, составленный великим ученым и кабалистом, раби Моше Хаимом Луцатто (сокращенно Рамхаль, 1707—1746). Написан автором, уроженцем Палермо, в Амстердаме, куда он прибыл из Франкфурта по дороге в Святую Землю.

Состоит из двадцати шести глав, которым предшествует авторское предисловие. В нем обосновывается необходимость изучать приемы и способы приобретения благочестия (высоконравственного поведения). «Большинство людей считает, что благочестие зависит от того, сколько раз человек читает псалмы, от покаяний, постов и от окунания в ледяную воду, — от того, что неудобно уму и не успокаивает разум. Но истинное и желанное благочестие далеко от умствования…» Автор утверждает, что существует ряд необходимых для выполнения правил, следование которым может поднять человека на высокий уровень нравственности. Причем он тут же замечает, что «недостаточно производить заученные движения и жесты, этому должно быть полностью отдано сердце».

Основная линия книги следует словам аморы рава Пинхаса бен Яир, приведенными в Талмуде (трактат Авода Зара 20б): «Тора ведет (человека, ее соблюдающего) к осторожности (зеирут), осторожность к расторопности (зризут), расторопность к чистоте (некиют), чистота к отделенности (пришут), отделенность к святой чистоте (тоора), святая чистота к благочестию (хасидут), благочестие к смиренности (анава), смиренность к страху перед преступлением, страх к святости (кдуша), святость к пророчеству, пророчество к воскрешению (тхият аметим)».


По преданию, большая часть книги является сочинением великого учителя периода Мишны раби Шимона бен Йохая (Рашби). Читать дальше

Зоар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош; Аризаль)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.

Книга «Зогар» — об «ушпизин» небесных и земных

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.

Тайна, покрытая светом

Рав Лейб-Нахман Злотник

Тора, при всей своей доступности и ясности, остается загадкой. С одной стороны, любой закон Торы очень понятен, но вместе с тем он таит в себе сокровища, которые приходится порой откапывать из глубоких недр, а иногда выискивать в бездонных пучинах. Возьмем, например, заповедь тфилин — не все законы, связанные с ней, а лишь одну небольшую частность этой великой заповеди — порядок размещения в тфилин отрывков из Торы. Что кроется за этим небольшим кирпичиком, составляющим великое здание под названием «заповедь тфилин»?