Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

На этой неделе во всех еврейских общинах мира читается вторая недельная глава из книги Ваикра, третьей книги Торы. Глава почти целиком посвящена той службе, что велась в Храме, — сначала в Храме переносном, который сопровождал евреев после их Исхода из Египта; затем в обоих Иерусалимских храмах — в том, что воздвиг царь Шломо (Соломон), сын Давида, и в том, что был отстроен после возвращения евреев из первого, Вавилонского изгнания.

Сегодня у нас нет Храма, и мы не можем осуществить на практике все законы и постановления Торы, касающиеся храмовой службы. Законы эти сложны, многочисленны, глубоко и подробно изучены, а также кодифицированы многими поколениями наших ученых, — но о них трудно говорить в наших выпусках — хотя бы потому, что мы (современные евреи, а тем более те, кто только сейчас начали интересоваться Торой) очень далеки от храмовой службы.

Тем не менее заповеди, связанные с Храмом, не забыты в еврейском народе: они серьезно изучаются в ешивах и колелях, а также в синагогах, где люди учатся, а не только молятся; с ними знакомятся в той или иной степени все еврейские мальчики, посещающие хедер или школу системы талмуд-тора; короче говоря, они являются обязательным предметом в любом учебном заведении, где изучается Устная Тора.

Кстати, что такое Устная Тора? Вы знает, что вся Тора состоит из двух основных частей. Первая из них — Тора Письменная, с которой все знакомы. Речь идет о тексте на свитке Торы, что хранится и читается в любой синагоге; этот текст с величайшей осторожностью переписывают из поколения в поколение, — начиная с того первого свитка Торы, который был записан самим Моше.

Вторая часть Торы — устная — имеет значимость не меньшую, несмотря на то что она менее известна далеким от еврейской религии кругам. Она тоже была получена Моше на Синае, но передавалась главным образом из уст в уста, от учителя к ученику в течение примерно полутора тысяч лет и послужила основой для составления Мишны (свода законов и правил), которую целиком записал раби Йеуда Анаси в конце второго века ныне принятого летосчисления. Позже она была развита и, на основе обсуждений, дополнена различными комментариями, — так получился Талмуд. Из Устной Торы, принявшей форму Талмуда, мы поныне черпаем все еврейские законы.

Необходимость Устной Торы можно проиллюстрировать на следующем примере. Допустим, вы решили стать портным и пришли к мастеру, чтобы научиться искусству шить модные мужские пиджаки. Научить вас можно двумя способами. Один из них: вручить вам полную письменную инструкцию по изготовлению пиджаков — начиная с тома «Стежок» и первой его главы «Как вдеть нитку в иголку» — и до последнего тома «Работа с утюгом»; а затем предоставить вам возможность самому расшифровать обширную систему ее положений. Но можно пойти более легким и естественным путем — научить вас на практике. Например: вы внимательно наблюдаете за работой мастера, он показывает наиболее характерные приемы, обучает самым простым операциям, с каждым разом доверяя вам все более сложные элементы кройки, шитья и т.д. Взяв достаточное количество уроков, вы получаете полную картину избранного вами ремесла. Другими словами, личный контакт дает Вам в смысле обучения намного больше, чем множество учебников и письменных наставлений… То же самое можно сказать и об Устной Торе, которая является как бы практической реализацией скупых положений Торы Письменной. (Пример взят из книги рава Арье Каплана.)

Письменная Тора не учит законам, она их только упоминает. Целый ряд очень важных заповедей приводится в Пятикнижии как бы вскользь. Скажем, написано: «Зарежь из своего крупного и мелкого скота… как тебе заповедано». Из текста видно, что еврею можно есть только определенным образом зарезанных животных («как тебе заповедано»), но заповедей по убою скота (по-еврейски — шхита) в Письменной Торе нет. На помощь приходит Устная Тора.

Раз уж мы заговорили об Устной Торе, то сообщим заодно, что первоначально она была записана в виде Мидраша (комментария на повествовательную часть Торы) и Мишны — обширного свода законов и положений, полученных от учителей эпохи последних десятилетий Второго Храма и сразу после его разрушения. Мишна состоит из шести разделов. Каждый раздел делится на трактаты, каждый трактат — на главы, каждая глава представляет собой несколько положений. Всего в Мишне 63 трактата. Огромные фолианты, которые вы видите на полках и на столах в синагогах или в домах религиозных евреев, — это книги Талмуда, скорее всего Вавилонского; в нем 20 томов, комментирующих 37 трактатов Мишны (есть еще Талмуд Иерусалимский).

Первый раздел Мишны и Талмуда посвящен законам, имеющим отношение к возделыванию земли в Израиле. Второй раздел посвящен законам Субботы и праздников. Третий — браку и разводам. Четвертый является по существу изложением гражданского, имущественного и уголовного права. В пятом говорится о кашруте и службе в Храме (с этого мы, собственно, начали сегодня). Последний посвящен законам ритуальной чистоты. О микве, ритуальном бассейне, без которого не бывает еврейской общины, мы еще поговорим в будущем.

Мы начали со службы в Храме. О ней известно, что она требовала полной сосредоточенности. Что под последней понимается? На эту тему есть один «раввинский анекдот». Обратился к знаменитому «Хозе» из Люблина (раби Яакову Ицхаку Гурвицу) еврей, пожаловавшийся, что во время молитвы ему мешают сосредоточиться посторонние мысли. «Если бы ты ежедневно занимался Торой, — ответил ему рав, — я помог бы тебе избавиться от них. Но ты не учишь Тору. Тогда почему ты называешь свои обычные мысли посторонними


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.