Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

На этой неделе во всех еврейских общинах мира читается вторая недельная глава из книги Ваикра, третьей книги Торы. Глава почти целиком посвящена той службе, что велась в Храме, — сначала в Храме переносном, который сопровождал евреев после их Исхода из Египта; затем в обоих Иерусалимских храмах — в том, что воздвиг царь Шломо (Соломон), сын Давида, и в том, что был отстроен после возвращения евреев из первого, Вавилонского изгнания.

Сегодня у нас нет Храма, и мы не можем осуществить на практике все законы и постановления Торы, касающиеся храмовой службы. Законы эти сложны, многочисленны, глубоко и подробно изучены, а также кодифицированы многими поколениями наших ученых, — но о них трудно говорить в наших выпусках — хотя бы потому, что мы (современные евреи, а тем более те, кто только сейчас начали интересоваться Торой) очень далеки от храмовой службы.

Тем не менее заповеди, связанные с Храмом, не забыты в еврейском народе: они серьезно изучаются в ешивах и колелях, а также в синагогах, где люди учатся, а не только молятся; с ними знакомятся в той или иной степени все еврейские мальчики, посещающие хедер или школу системы талмуд-тора; короче говоря, они являются обязательным предметом в любом учебном заведении, где изучается Устная Тора.

Кстати, что такое Устная Тора? Вы знает, что вся Тора состоит из двух основных частей. Первая из них — Тора Письменная, с которой все знакомы. Речь идет о тексте на свитке Торы, что хранится и читается в любой синагоге; этот текст с величайшей осторожностью переписывают из поколения в поколение, — начиная с того первого свитка Торы, который был записан самим Моше.

Вторая часть Торы — устная — имеет значимость не меньшую, несмотря на то что она менее известна далеким от еврейской религии кругам. Она тоже была получена Моше на Синае, но передавалась главным образом из уст в уста, от учителя к ученику в течение примерно полутора тысяч лет и послужила основой для составления Мишны (свода законов и правил), которую целиком записал раби Йеуда Анаси в конце второго века ныне принятого летосчисления. Позже она была развита и, на основе обсуждений, дополнена различными комментариями, — так получился Талмуд. Из Устной Торы, принявшей форму Талмуда, мы поныне черпаем все еврейские законы.

Необходимость Устной Торы можно проиллюстрировать на следующем примере. Допустим, вы решили стать портным и пришли к мастеру, чтобы научиться искусству шить модные мужские пиджаки. Научить вас можно двумя способами. Один из них: вручить вам полную письменную инструкцию по изготовлению пиджаков — начиная с тома «Стежок» и первой его главы «Как вдеть нитку в иголку» — и до последнего тома «Работа с утюгом»; а затем предоставить вам возможность самому расшифровать обширную систему ее положений. Но можно пойти более легким и естественным путем — научить вас на практике. Например: вы внимательно наблюдаете за работой мастера, он показывает наиболее характерные приемы, обучает самым простым операциям, с каждым разом доверяя вам все более сложные элементы кройки, шитья и т.д. Взяв достаточное количество уроков, вы получаете полную картину избранного вами ремесла. Другими словами, личный контакт дает Вам в смысле обучения намного больше, чем множество учебников и письменных наставлений… То же самое можно сказать и об Устной Торе, которая является как бы практической реализацией скупых положений Торы Письменной. (Пример взят из книги рава Арье Каплана.)

Письменная Тора не учит законам, она их только упоминает. Целый ряд очень важных заповедей приводится в Пятикнижии как бы вскользь. Скажем, написано: «Зарежь из своего крупного и мелкого скота… как тебе заповедано». Из текста видно, что еврею можно есть только определенным образом зарезанных животных («как тебе заповедано»), но заповедей по убою скота (по-еврейски — шхита) в Письменной Торе нет. На помощь приходит Устная Тора.

Раз уж мы заговорили об Устной Торе, то сообщим заодно, что первоначально она была записана в виде Мидраша (комментария на повествовательную часть Торы) и Мишны — обширного свода законов и положений, полученных от учителей эпохи последних десятилетий Второго Храма и сразу после его разрушения. Мишна состоит из шести разделов. Каждый раздел делится на трактаты, каждый трактат — на главы, каждая глава представляет собой несколько положений. Всего в Мишне 63 трактата. Огромные фолианты, которые вы видите на полках и на столах в синагогах или в домах религиозных евреев, — это книги Талмуда, скорее всего Вавилонского; в нем 20 томов, комментирующих 37 трактатов Мишны (есть еще Талмуд Иерусалимский).

Первый раздел Мишны и Талмуда посвящен законам, имеющим отношение к возделыванию земли в Израиле. Второй раздел посвящен законам Субботы и праздников. Третий — браку и разводам. Четвертый является по существу изложением гражданского, имущественного и уголовного права. В пятом говорится о кашруте и службе в Храме (с этого мы, собственно, начали сегодня). Последний посвящен законам ритуальной чистоты. О микве, ритуальном бассейне, без которого не бывает еврейской общины, мы еще поговорим в будущем.

Мы начали со службы в Храме. О ней известно, что она требовала полной сосредоточенности. Что под последней понимается? На эту тему есть один «раввинский анекдот». Обратился к знаменитому «Хозе» из Люблина (раби Яакову Ицхаку Гурвицу) еврей, пожаловавшийся, что во время молитвы ему мешают сосредоточиться посторонние мысли. «Если бы ты ежедневно занимался Торой, — ответил ему рав, — я помог бы тебе избавиться от них. Но ты не учишь Тору. Тогда почему ты называешь свои обычные мысли посторонними


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.