Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Откройте современное издание Хумаша, книгу потолще, на которой написано «Микраот Гдолот» (Большая Тора), и там, на титульной странице, среди списка имен самых авторитетных комментаторов, рядом с такими прославленными толкователями, как Раши, Ибн Эзра, Рашбам, Рамбан, Бааль Атурим, Сфорно, Кли Якар, вы обязательно обнаружите имя раби Хаима Бен-Атара. Классический комментарий под названием «Ор Ахаим» (Свет жизни), составленный этим выдающимся мудрецом, кабалистом и лексикографом, считается обязательным для всех, кто серьезно изучают Тору.

Несколько слов об авторе. Родился в Марокко в 1696 году. Вел кочевую жизнь учителя Торы. В зрелые годы поселился в Ливорно, Италия, где открыл большую школу. В 1741 году со своими учениками, среди которых был и знаменитый Ахида, переехал в Святую землю. Основал иерусалимскую ешиву «Ор-Ахаим». Умер в возрасте 47 лет. Похоронен на Ар-Азейтим. Звали его Ор-Ахаим Кадош, Святой. Был он великим человеком, писал великие книги.

Приведем отрывок из его комментария. Написано в Торе (Шмот 31:16): «Пусть соблюдают сыновья Израиля субботу». На иврите «соблюдают» совпадает со словом «сторожат», «охраняют». Но есть в нем и оттенок значения «ждать». Почему надо ждать и охранять субботу? Ждать — чтобы она стала радостью для тебя. А охранять — чтобы она не была как будни — ни для тебя, ни для других. Поэтому — охраняй субботу, чтобы ее никто не нарушал — ни ты, ни твои ближние.


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?