Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал раби Ицхак: Каждый кто дает копейку бедному, благословляется (свыше) шестью благословениями, а тот кто утешает бедного словами, благословляется одинадцатью благословениями.»Трактат Баба Батра 9Б
Из книги Меира Левина «Обретая себя»

«Ни один нееврей не опередил в приветствии рабби Йоханана Бен-Заккая»[1].

Талмуд, трактат Брахот

Была назначена свадьба Рахели. Супруга передала, что к нам в гости на суббот­нюю трапезу приглашены ее родители. Папа — русский и хочет познакомиться со мной. По рассказам Рахели я знал, что Виктор — умный волевой человек. Я немно­го волновался. Обычно я разговариваю с девушками на многие темы откровенно. Возможно, Виктору будет скучно. А может, агитируя за еврейский образ жизни, я его невольно чем-то обижу. Такая опасность есть. А с другой стороны, почему я из-за него должен лишать девочек привычной субботней трапезы.

Вспомнилась история. Белый человек приехал к индейцам. Вождь пригласил его поохотиться на тигров. Вручил длинное копье и сказал, что честь убить тигра предоставляется почетному гостю. Тот поинтересовался, как выполнить задачу. «Очень легко, — ответил вождь. — Ты стоишь на тропе. Молодые индейцы гонят на тебя разъяренного тигра. Он, увидев, захочет тебя съесть. Когда он прыгнет, вы­ставь копье. Тигр сам наткнется на него. Главное, не перепутать — он должен быть в трех прыжках от тебя. Если ты выставишь копье раньше, он не долетит и съест тебя. Если позже — перелетит и съест тебя. Так что не ошибись. Видишь, как прос­то».

Я подготовился к приезду гостя заранее. Нашел, как мне казалось, выигрыш­ный ход. Я знал, что Виктор служил в армии и его не повышали по службе из-за жены-еврейки. Кроме того, я вспомнил историю времен Второй мировой войны: еврейские матери, шедшие на расстрел, оставляли своих детей в толпе неевреев в надежде, что они выживут. Мне это чем-то напомнило поведение нееврейских пап, отдающих детей в еврейские школы. Возможно, они хотят при помощи незнакомой религии уберечь своих чад от наркомании, разврата, голода и других атрибутов современной жизни российских и украинских городов. Я был горд собой и решил получить похвалу Учителя. Но он сказал:

— А ты думаешь, ему будет приятно, если ты будешь подчеркивать, что он не еврей?

Мне стало стыдно.

— О чем же мне говорить? — спросил я.

— К чему ты так готовишься? — поинтересовался учитель. — Ты хочешь уговорить его стать евреем?

— Нет, зачем… Просто у Рахели есть сестра. И вообще — боюсь обидеть человека.

-Тогда понятно.

В течение часа один из самых занятых людей в Израиле объяснял, что мне гово­рить гостю. Учитель рассказывал, что где-то — на высоком дереве или на дне глубо­кого озера — находится окованный железом сундук. Охраняет его свирепый Дракон. Внутри сундука лежит золотой ключик, которым можно открыть человеческое сер­дце. Но для каждого сердца Всевышний предназначил свой ключ. И, возможно, не ты тот счастливец, которому суждено его отыскать. Главное — не пытайся вскрыть сердце «ломом». Замок сломается, и никто больше не сможет его открыть…

Ведь мы действительно должны драться за каждую еврейскую душу.

Однако Виктор хотел говорить со мной с глазу на глаз. Особенно он был вос­хищен тем, что в субботу поют трезвые, и не в строю, и не на эстраде. Такое он видел впервые.

— Я хочу знать, чем живет моя дочь, — говорил он.

Мы долго беседовали на разные темы. Он оказался умным человеком. Проща­ясь, он сказал:

— Это не для меня. Но я употреблю весь свой авторитет, чтобы прислать сюда младшую.

То ли авторитета не хватило, то ли папа передумал, но девочка так и не при­ехала.


[1] Рабби Иоханан Бен-Заккай — выдающийся мудрец, глава поколения периода Второго Храма.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.