Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из книги Меира Левина «Обретая себя»

«Ни один нееврей не опередил в приветствии рабби Йоханана Бен-Заккая»[1].

Талмуд, трактат Брахот

Была назначена свадьба Рахели. Супруга передала, что к нам в гости на суббот­нюю трапезу приглашены ее родители. Папа — русский и хочет познакомиться со мной. По рассказам Рахели я знал, что Виктор — умный волевой человек. Я немно­го волновался. Обычно я разговариваю с девушками на многие темы откровенно. Возможно, Виктору будет скучно. А может, агитируя за еврейский образ жизни, я его невольно чем-то обижу. Такая опасность есть. А с другой стороны, почему я из-за него должен лишать девочек привычной субботней трапезы.

Вспомнилась история. Белый человек приехал к индейцам. Вождь пригласил его поохотиться на тигров. Вручил длинное копье и сказал, что честь убить тигра предоставляется почетному гостю. Тот поинтересовался, как выполнить задачу. «Очень легко, — ответил вождь. — Ты стоишь на тропе. Молодые индейцы гонят на тебя разъяренного тигра. Он, увидев, захочет тебя съесть. Когда он прыгнет, вы­ставь копье. Тигр сам наткнется на него. Главное, не перепутать — он должен быть в трех прыжках от тебя. Если ты выставишь копье раньше, он не долетит и съест тебя. Если позже — перелетит и съест тебя. Так что не ошибись. Видишь, как прос­то».

Я подготовился к приезду гостя заранее. Нашел, как мне казалось, выигрыш­ный ход. Я знал, что Виктор служил в армии и его не повышали по службе из-за жены-еврейки. Кроме того, я вспомнил историю времен Второй мировой войны: еврейские матери, шедшие на расстрел, оставляли своих детей в толпе неевреев в надежде, что они выживут. Мне это чем-то напомнило поведение нееврейских пап, отдающих детей в еврейские школы. Возможно, они хотят при помощи незнакомой религии уберечь своих чад от наркомании, разврата, голода и других атрибутов современной жизни российских и украинских городов. Я был горд собой и решил получить похвалу Учителя. Но он сказал:

— А ты думаешь, ему будет приятно, если ты будешь подчеркивать, что он не еврей?

Мне стало стыдно.

— О чем же мне говорить? — спросил я.

— К чему ты так готовишься? — поинтересовался учитель. — Ты хочешь уговорить его стать евреем?

— Нет, зачем… Просто у Рахели есть сестра. И вообще — боюсь обидеть человека.

-Тогда понятно.

В течение часа один из самых занятых людей в Израиле объяснял, что мне гово­рить гостю. Учитель рассказывал, что где-то — на высоком дереве или на дне глубо­кого озера — находится окованный железом сундук. Охраняет его свирепый Дракон. Внутри сундука лежит золотой ключик, которым можно открыть человеческое сер­дце. Но для каждого сердца Всевышний предназначил свой ключ. И, возможно, не ты тот счастливец, которому суждено его отыскать. Главное — не пытайся вскрыть сердце «ломом». Замок сломается, и никто больше не сможет его открыть…

Ведь мы действительно должны драться за каждую еврейскую душу.

Однако Виктор хотел говорить со мной с глазу на глаз. Особенно он был вос­хищен тем, что в субботу поют трезвые, и не в строю, и не на эстраде. Такое он видел впервые.

— Я хочу знать, чем живет моя дочь, — говорил он.

Мы долго беседовали на разные темы. Он оказался умным человеком. Проща­ясь, он сказал:

— Это не для меня. Но я употреблю весь свой авторитет, чтобы прислать сюда младшую.

То ли авторитета не хватило, то ли папа передумал, но девочка так и не при­ехала.


[1] Рабби Иоханан Бен-Заккай — выдающийся мудрец, глава поколения периода Второго Храма.


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.