Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Города-убежища, уничтожение идолов, правила войны.

181-я заповедь — повеление в случае, если где-то в поле обнаружен убитый, а убийца неизвестен, совершать искупительный обряд над телицей с проломленной шеей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если найден будет убитый, лежащий в поле, на земле, которую Ашем, твой Б-г, дает тебе во владение, и неизвестно, кто убил его, то пусть… старейшины ближайшего к убитому города возьмут телицу, на которой еще не работали, которая еще не тянула под ярмом, и пусть сведут старейшины того города телицу в скалистую долину, которая не обрабатывается и не засевается, и там, в долине, переломят телице шею… и все старейшины города, ближайшего к убитому, пусть омоют руки свои в долине, над телицей с проломленной шеей, и возгласят, говоря: “Наши руки не пролили крови и наши глаза не видели. Прости народу Своему, Израилю…” (Дварим 21:1-8), — такова заповедь о “телице с проломленной шеей”» (эгла аруфа).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в заключительной главе трактата Сота (44б-47б).

182-я заповедь — повеление выделить шесть городов-убежищ, готовых предоставить укрытие совершившим непредумышленное убийство, и также проложить к ним дороги и выровнять их, чтобы на пути спасающегося бегством не было никаких преград. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Устрой себе дорогу… для бегства туда убийцы» (Дварим 19:3).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Санхедрин (77а), Макот (7а), Шекалим (1:1) и Сота.

И мы уже упоминали (Д 176) изречение мудрецов: «Города-убежища выделяются только в Земле Израиля».

183-я заповедь — повеление предоставить левитам города, чтобы они поселились в них, потому что нет у них надела в Земле Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Повели сынам Израиля, чтобы дали они левитам из уделов своего владения города для жительства, и угодья вокруг этих городов дайте левитам» (Бемидбар 35:2). Города левитов также служат городами-убежищами, и при определенных условиях в них предоставляется укрытие совершившим непредумышленное убийство, как разъяснено в трактате Макот (10а).

184-я заповедь — повеление устранить из наших поселений все источники повышенной опасности, и для этого строить ограждения, опоясывающие крыши, колодцы, ямы и т.п., чтобы никто не упал в них или с них; и также отстраивать и ремонтировать во всех опасных местах, чтобы устранить опасность. И об этом Его речение: «Сделай перила на своей кровле» (Дварим 22:8). И сказано в Сифри: «Сделай перила на своей кровле» — заповедь «делай».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Бава кама (15б,46а,50а,51а,83а).

185-я заповедь — повеление уничтожать любых идолов и дома идолослужения, используя все возможные способы истребления и уничтожения: разбивать, сжигать, разрушать, вырубать — каждый вид соответствующим способом, чтобы уничтожить как можно полнее и быстрее, не оставив памяти о разрушенном. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Полностью уничтожьте все места, где народы, которых вы изгоняете, служили своим божествам…» (Дварим 12:2). И еще Он сказал: «Жертвенники их разрушьте, и идолов их сокрушите, и их кумирные деревья вырубите, и их изваяния сожгите» (там же 7:5). И еще Он сказал: «И разрушьте их жертвенники, и разбейте столбы их, и их кумирные деревья сожгите, и истребите имя их с того места» (там же 12:3).

И когда в трактате Санхедрин (90а) упоминается заповедь «делай», связанная с идолослужением, мудрецы с удивлением говорят: «Какая же заповедь “делай” может быть связана с идолопоклонством?» И объясняет рав Хисда: «И разрушьте их жертвенники, и разбейте столбы их, и их кумирные деревья сожгите».

И сказано в Сифри (Реэ): «Откуда известно, что если срубленное кумирное дерево снова прорастает, ты обязан вновь и вновь срубать его — даже десять раз? Из того, что Тора сказала: “Полностью уничтожьте…”. И там же сказано: “И истребите имя их с того места” — тебе заповедано преследовать их (т.е. разыскивать и уничтожать идолов и места идолослужения) в Земле Израиля, но тебе не заповедано преследовать их вне ее».

186-я заповедь — повеление истребить всех жителей «отверженного города» (города, в котором его жители-евреи совратились к идолослужению), а сам город сжечь вместе со всем, что в нем находилось, — таков закон об «отверженном городе» (ир анидахат). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Перебей жителей того города острием меча; разгроми его и все, что в нем, и скот его забей острием меча. Всю же добычу его собери на середину его площади и сожги город огнем… — и да будет он вечно грудою развалин» (Дварим 13:16-17).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрин (111б-113).

187-я заповедь — повеление истребить и уничтожить семь народов (населявших Ханаан до народа Израиля), поскольку они — корень и первооснова идолослужения. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «А в городах этих народов, которые Ашем, твой Б-г, дает тебе в удел, не оставляй в живых ни души, а полностью истреби их: хитейцев и эмореев, хананеев и перизеев, хивийцев и евусеев, как повелел тебе Ашем, твой Б-г» (Дварим 20:16-17).

И во многих стихах разъясняется причина этого повеления: чтобы евреи не научились от них безверию. И во многих стихах Писание воодушевляет нас и укрепляет в решимости уничтожить эти народы; и война против них — это заповедь.

И, возможно, кто-то подумает, что эта заповедь из тех, которые не относятся к последующим поколениям, поскольку семь народов Ханаана уже перестали существовать. Но так подумает только тот, кто не понимает, что значит: «заповедь относится к последующим поколениям» или «не относится к последующим поколениям» (См. Предисловие, принцип третий).

Если с достижением поставленной цели действие заповеди завершается, хотя она и не была ограничена определенными временными рамками, мы не говорим, что она «не относится к последующим поколениям»,— ведь она относится ко всем поколениям, которые имеют возможность ее выполнять.

Вот посмотри: если Ашем полностью истребит потомство Амалека и уничтожит всех до последнего, как это произойдет вскоре, в наши дни, — ведь Он, да будет Он превознесен, заверил нас: «Сотру Я совершенно память об Амалеке под небесами» (Шмот 17:14), — разве мы скажем тогда, что заповедь (Д 188):«Сотри память об Амалеке» (Дварим 25:19) не относится к последующим поколениям?! Так не скажешь, потому что эта заповедь относится ко всем поколениям; и пока существует потомство Амалека, заповедь его уничтожить.

И подобно этому, повеление уничтожить и истребить семь народов — это заповеданная война (милхэмет мицва); нам заповедано из поколения в поколение преследовать и искоренять их до полного истребления. Так мы и делали до той поры, когда царь Давид завершил их уничтожение, а отдельные беглецы рассеялись среди других племен и были поглощены ими без следа.

Однако, несмотря на то, что семь народов уже уничтожены, заповедь уничтожить их по-прежнему относится ко всем поколениям, подобно тому, как заповедь уничтожить потомство Амалека относилась бы ко всем поколениям даже после его полного уничтожения и истребления. Ведь выполнение этой заповеди не обусловлено определенным временем или местом, как некоторые повеления, относящиеся только к пребыванию в пустыне или в Египте. Но ее выполнение обусловлено наличием семи народов, и если бы они продолжали существовать, мы бы по-прежнему выполняли заповедь.

И вообще, необходимо, вдумавшись, понять различие между самой заповедью и объектом, на который она направлена, поскольку есть заповеди, относящиеся ко всем поколениям, несмотря на то, что объект, на который они направлены, при жизни одного из поколений перестал существовать. Однако с исчезновением объекта заповедь не превращается в «заповедь, которая не относится к последующим поколениям».

Заповедь «не относится к последующим поколениям» в обратном случае: когда в определенную эпоху мы были обязаны выполнять заповеданное действие или закон по отношению к некому объекту, а теперь не обязаны, несмотря на то, что состояние самого объекта не изменилось, — например, в пустыне престарелые левиты были непригодны для служения при Мишкане, а для службы в Иерусалимском Храме стали пригодны, как разъяснено в трактате Хулин (24а).

Пойми этот принцип и прими его на сердце.

188-я заповедь — повеление истребить потомков Амалека, происходящего из рода Эсава: мужчин и женщин, взрослых и детей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Сотри память об Амалеке» (Дварим 25:19).

И мы уже упоминали (Д 20, 173) изречение мудрецов (Санхедрин 20б): «Три заповеди должен выполнить народ Израиля в час, когда он поселится на Земле Израиля — поставить себе царя, возвести себе Храм и уничтожить потомков Амалека».

И война против Амалека — тоже заповеданная война; а ее законы разъясняются в 8-ой главе трактата Сота (44б).

189-я заповедь — повеление помнить о том, что сделал нам Амалек, злодейски напав на нас, и говорить об этом из раза в раз, поднимая людей речами на войну против него и пробуждая ненависть к нему, чтобы эти события не забылись и не ослабла ненависть к нему в сердцах людей за давностью времени. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили из Египта: как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших — а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га» (Дварим 25:17-18).

И сказано в Сифри (Ки тэце): «“Помни, что сделал тебе Амалек” — устами; “не забудь” (там же 25:19) — в сердце». Иными словами, тверди об этом, чтобы не угасла ненависть к нему в людских сердцах.

И говорится в Сифре (Бехукотай): «“Помни, что сделал тебе Амалек” — может быть, помнить в сердце? Но ведь когда Тора говорит “Не забудь”, имеется в виду: не забудь в своем сердце; зачем же тогда сказано еще “помни”? Чтобы ненависть к нему была на устах твоих».

Ведь посмотри, как поступил пророк Шмуэль, когда пришел, чтобы выполнить эту заповедь: сначала он напомнил о том, что сделал Амалек, а затем уже приказал уничтожить его потомков. Вот слова пророка: «Так сказал Б-г Воинств: Помню Я, что сделал Амалек Израилю, как он противостоял ему на пути при выходе его из Египта. Теперь иди и порази Амалека; и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти…» (IШмуэль 15:2-3).

Сто девяностая заповедь — повеление соблюдать ряд правил в войнах с другими народами (не из семи народов). Эти войны называются «разрешенными» (милхэмет решут). Нам заповедано в начале такой войны предложить им мирное соглашение на условии, что сохраним им жизни, если они отдадут нам свою территорию; и если они примут условия договора, следует обложить их налогами и подчинить нам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру. И будет: если он согласится на мир и отворит тебе, то пусть весь народ, находящийся в нем, платит тебе дань и служит тебе» (Дварим 20:10-11).

И говорится в Сифри (Шофтим): «Если они скажут: “мы согласны на налоги, но не на подчинение” или “на подчинение, но не на налоги” — не заключаем с ними мир до тех пор, пока они примут и то, и другое». И они будут ежегодно выплачивать дань, установленную для них царем Израиля, и выполнять его приказы и повеления с трепетом и покорностью — в этом заключается «подчинение».

Но если они не заключат с нами мир, то нам заповедано перебить всех мужчин в городе, молодых и старых, а имущество и женщин забрать себе. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если же он не помирится с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его; и когда Ашем, твой Б-г, передаст его тебе в руки, то порази всех мужчин в нем острием меча. Только женщин и детей, и скот, и все, что будет в городе, всю добычу его возьми себе…» (там же 20:12-14).

Все это — законы разрешенной войны. Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Сота (44б) и во второй главе трактата Санхедрин (20б).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.