Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«О каждой вещи, которую собираешься сказать человеку, надо хорошо поразмыслить: можно говорить или нет? Не вызовет ли это ссоры? Будет ли понято?»Рав Ицхак Зильбер
По материалам газеты «Истоки»

Так называют первопечатные книги 15 века (вышедшие в свет до 1 января 1501 года) сразу после изобретения немцем Гутенбергом книжного набора подвижными литерами. Новое изобретение оценили должным образом именно евреи, принявшие самое деятельное участие в книгоиздательстве. Раньше еврейские книги, как и все прочие, переписывались от руки, что было связано со множеством проблем: изгнания и погромы не способствовали сохранности рукописных книг. После волны судебных антиеврейских преследований, прокатившейся почти по всем католическим странам Европы, евреям для учебы не хватало свитков Талмуда, поскольку против него велись особенно упорные гонения. Сотни томов Талмуда свозили в города возами и подвергали аутодафе на площадях. Открытие книгопечатания позволило наладить учебу в еврейских хедерах, ешивах и домах учения.

Установить сроки выпуска первых еврейских книг невозможно, поскольку в их выходных данных не указывались ни дата, ни место печатания. Считается, что самой ранней из дошедших до нас книгой, является комментарий Рамбана, изданный в Риме. Самая ранняя еврейская книга с полными данными в конце текста — комментарий Раши на Тору:18 февраля 1475 года, город Реджо-ди-Калабрия, издатель Авраам Гартон. (Так что сегодня юбилей — 520 лет еврейской книжной печати.) Всего известно до 175 еврейских инкунабул. Многие из них выходили большими по тем временам тиражами — до 400 экземпляров (издание сборника комментариев раби Давида Кимхи на Пророков). До нас дошли сведения о 22 еврейских типографиях 15 века:12 — в Италии, 9 — в Испании и Португалии, одна — в Константинополе. Искусство печатников очень быстро стало еврейским. Профессия издателя — и по сей день одна из самых почетных в нашем народе.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?