Из цикла «О нашем, еврейском», темы: История еврейского народа, Книги, Реувен Пятигорский
Так называют первопечатные книги 15 века (вышедшие в свет до 1 января 1501 года) сразу после изобретения немцем Гутенбергом книжного набора подвижными литерами. Новое изобретение оценили должным образом именно евреи, принявшие самое деятельное участие в книгоиздательстве. Раньше еврейские книги, как и все прочие, переписывались от руки, что было связано со множеством проблем: изгнания и погромы не способствовали сохранности рукописных книг. После волны судебных антиеврейских преследований, прокатившейся почти по всем католическим странам Европы, евреям для учебы не хватало свитков Талмуда, поскольку против него велись особенно упорные гонения. Сотни томов Талмуда свозили в города возами и подвергали аутодафе на площадях. Открытие книгопечатания позволило наладить учебу в еврейских хедерах, ешивах и домах учения.
Установить сроки выпуска первых еврейских книг невозможно, поскольку в их выходных данных не указывались ни дата, ни место печатания. Считается, что самой ранней из дошедших до нас книгой, является комментарий Рамбана, изданный в Риме. Самая ранняя еврейская книга с полными данными в конце текста — комментарий Раши на Тору:18 февраля 1475 года, город Реджо-ди-Калабрия, издатель Авраам Гартон. (Так что сегодня юбилей — 520 лет еврейской книжной печати.) Всего известно до 175 еврейских инкунабул. Многие из них выходили большими по тем временам тиражами — до 400 экземпляров (издание сборника комментариев раби Давида Кимхи на Пророков). До нас дошли сведения о 22 еврейских типографиях 15 века:12 — в Италии, 9 — в Испании и Португалии, одна — в Константинополе. Искусство печатников очень быстро стало еврейским. Профессия издателя — и по сей день одна из самых почетных в нашем народе.
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Журнал «Огонек»
Однозначна ли современная научная хронология?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Элияу Тавгер
Р. Элияу Тавгер рассказывает о своём исследовании проблемы изготовления «тхелет».
Журнал «Огонек»
Насколько научна дарвинистская теория происхождения видов?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Шмини»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Двойственность скрытого, внутреннего мира и мира явного, открытого.
Рав Пинхас Шнайдер
Всякое случайное изменение в генах – или порча и ухудшение, или, в лучшем случае, бессмысленная трансформация. Случайное изменение не улучшает наследственность, и не добавляет информации, поднимающей организм на новую ступень развития. Его потомки не будут более развитыми, чем он. Цепочка мутаций не превращает амебу в муху, червяка - в слона, а тем более в человека.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Запреты охотиться, умерщвлять животное, обрабатывать кожу и их следствия.