Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Майсы

Эта история произошла на одном коммерческом предприятии, генеральный директор которого был евреем, но почти ничего не знал о Торе и еврейской традиции. Однажды одна из сотрудниц руководимого им предприятия резко высказала ему традиционное обвинение народов мира:

— Вы «того самого человека» распяли!!!

Директор, как человек творческий, дал ей очень оригинальный ответ:

— Подумай сама, если бы евреи не распяли «этого человека», чтобы было бы? Не было бы ничего!

Разница поколений

Рассказывают, что рав Айзик Хариф пожаловался однажды:

— Посмотрите, какая большая разница между поколением пустыни и нашим поколением. Поколение пустыни отказалось от золота, чтобы сделать себе «бога», ну, а наше отказывается от Б-га, чтобы «сделать себе золото».

Потерянный на дороге жизни

Известный писатель и деятель «просвещения» Перец Смолянскин, написавший среди прочего книгу «Потерянный на дороге жизни», спросил как-то у рава Эльхонана Вассермана:

— Что будет написано на моей могиле?

Рав ответил ему:

— Есть обычай писать на могильной плите название самой главной книги покойного. У тебя будет написано: «Тут похоронен потерянный на дороге жизни».

Несоответствие

Однажды рав Исроэль Салантер был в гостях у известного еврейского деятеля и богача барона Ротшилда. Он был известен как хлебосольный и гостеприимный хозяин, с радостью помогавшим всем, кто нуждался в помощи. Погостив в доме Ротшильда во Франкфурте-на-Майне, рав убедился, что все в образе жизни барона соответствует заповедям Торы. Есть лишь единственное исключение. Рав Исроэль сказал хозяину, что обнаружил в его доме одну вещь, не соответствующую словам Торы.

— О чем рав говорит? — удивился барон.

— Я говорю о словах главы Торы «Дварим» (32;15): «И разбогател Йешурун и стал брыкаться … и оставил он Б-га создавшего его…». Здесь сказано, что чрезмерное богатство уводит людей от Торы и заповедей, но твой образ жизни совершено этому не соответствует.

Откровенный ответ

В канун нееврейского нового года пришли главы еврейской обшины на прием к губернатору. Среди них был и реб Зундель Зоненберг, известный своим прямодушием и искренностью. Главы общины пожелали губернатору хорошего нового года, удачной карьеры, скорейшего подъема по служебной лестнице и прочих благ. В конце аудиенции губернатор остановил реб Зунделя и спросил его шепотом:

— Между нами, Зундель, что за ложь и грубая лесть? Ладно остальные славословят в глаза, проклиная меня в сердце. В самом деле есть за что, я евреев хорошенько поприжал. Но на тебя все это так не похоже. Я знаю, что ты прямой и честный человек, а не блюдолиз.

Реб Зундель ответил ему на это:

— Не дай Б-г! Нет в наших словах ни капли лести. Мы на самом деле были бы очень рады вашему назначению хоть министром, только бы вас здесь больше не было.

Лицо поколения

Известно, что наши мудрецы сказали о поколении эпохи Машиаха: «Лицо поколения подобно морде собаки». Современные главы поколения объясняют это высказывание так:

— Эти слова о деятелях и организаторах, которые, являясь лицом поколения, постоянно «подлаживаются под новые веяния» и стремятся «соответствовать духу времени», несмотря на то, что задача лидера быть впереди остальных. Никогда они не примут решения, которое может оказаться непопулярным впоследствии. Они ведут себя подобно собаке, которая, на первый взгляд, бежит впереди хозяина, как бы показывая ему дорогу, но, на самом деле, постоянно оглядываясь, движется туда, куда идет хозяин.

Рав Йехиэль Бамбергер, из журнала «Мир Торы», Москва


Запрет брать взятку упоминается в Торе трижды. Это запрещено даже тогда, когда взятка на практике не влияет на судебный приговор. Так же, как запрещено брать взятку, запрещено и давать ее. Важно, что запрет взятки относится и к нееврейским судам: согласно законам Ноя, народам мира заповедано сформировать справедливые суды, и потому запрещено искривлять правосудие. Читать дальше