Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Истина в том, что главное — не учение, а действие, поскольку Тора и человек — одно целое: Тора должна привести человека к тому, чтобы все его действия, все поступки, всё поведение проверялось по ней, не отклоняясь от нее ни вправо, ни влево.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
По материалам газеты «Истоки»

Среди Десяти заповедей одна вызывает наибольшие трудности для тех, кто начинают соблюдать Тору, а именно последняя: «Не желай дома своего ближнего, не желай… его раба… его быка и т.д.» — Не желай! Раньше переводили более экспрессивным глаголом: не возжелай! ­чтобы подчеркнуть страстность природы самого чувства, которое заключается в жгучем, неодолимом стремлении получить вещь, принадлежащую другому. На иврите — ло тахмод, точный перевод — не увлекайся, не влачись за этим (слово того же корня, что и хамуд, привлекательный, приятный видом).

Но как можно приказать сердцу? Разве оно в нашей власти? И еще одна трудность: другие девять заповедей предполагают некоторое действие или запрет на действие: «не делай себе идола», «почитай своих отца и мать», «не кради»; а здесь — от какого действия нам приказано отклониться? От мысли? Но мысль — не действие, не поступок! И если даже приравнять ее к поступку, разве можно ее контролировать? Недаром говорят: свободный как мысль, полет мысли, сердцу не прикажешь.

Автор комментария «Эвен Эзра» поясняет: если человек поставит себе за правило всегда и везде правильно относиться к чужому владению (в оригинале написано «установит в своем сердце»), то ему никогда не придет в голову страстно чего-то хотеть. Когда мне известно, что определенная вещь вне досягаемости моих рук, я не могу ее «возжелать». В этом и заключается средство от нарушения заповеди: прежде чем в моем сердце загорится огонь желания получить, скажем, дом моего соседа, я заранее знаю, что мне этим домом ни при каких обстоятельствах не обладать, даже если у меня вполне хватает средств этот дом у своего соседа купить. Подобно тому как сын крестьянина никогда не будет мечтать о свадьбе с царской дочкой, так и я представляю, что чужая вещь, которая может оказаться предметом моей страсти, никогда не станет моей. Это то, что называется самовнушением.

Автор другой книги, «Бейт Алеви», приводит пример того же рода. Чтобы человек не попал в рабскую зависимость от своего влечения к чужому имуществу, надо на пути этого влечения поставить надежный заслон — страх. Предположим, человека пожирает неодолимый огонь желания обладать чужой вещью. Огонь надо срочно потушить. Для этого нужна вода. Ближайшая вода — в реке, но река скована льдом. Человек бежит к полынье и вдруг чувствует, что его ноги скользят по льду. Сейчас он упадет — и переломает себе кости. Нет сомнения, что при подобном самовнушении любой пожар в душе затихает. Страх одолевает огонь страсти.

Так создан человек: даже «придуманный» страх очищает душу от запретной жажды обладания. Что тогда говорить с страхе настоящем! Если Тора приказывает нам: «не возжелай» — значит, средство преодолеть это пагубное чувство у человека есть. И действительно, кто боится нарушить Тору и совершить постыдное действие (или помыслить постыдные мысли), тот выйдет победителем в вечной войне человека против своих врагов ­страстей и неконтролируемых желаний. Надо знать, что нет на этой войне ни перемирия, ни мирных переговоров, ни компромиссов. Или страсти делают нас своими рабами, или мы властвуем над ними. Все, что диктует нам необузданное сердце, превращает нас из свободных людей в невольников. И единственное наше оружие — страх превратиться в безвольное существо.

«Не ходите за своим сердцем» — призывает нас Тора. Эти слова, включенные в молитву «Шма», мы читаем по нескольку раз в день. Контролируйте свое сердце. Не давайте ему «возжелать».

Мудрейший из людей, царь Шломо, сказал (Мишлей 16:6): «Страхом перед Всевышним уклоняется (человек) от зла»

Теперь два слова о практической стороне вопроса. Еврейский закон звучит так (приводим его исключительно в качестве иллюстрации): человек, увидевший красивую картину, утварь, этрог или лулав (для исполнения заповеди, заметьте!), симпатичную квартиру и пр. и решивший приобрести понравившийся ему предмет, но видящий, что хозяин предмета не склонен продавать его ему, и только если «надавить» на хозяина, тогда есть вероятность, что тот уступит и продаст, — такой человек, обдумывающий планы, как устроить подобную сделку, нарушает заповедь «не желай дома своего ближнего». Даже если он собирается заплатить полную стоимость. Дальше если в результате переговоров ему не удастся склонить хозяина к продаже!

У закона есть много частных случаев. Например, запрещено

уважаемому лицу пытаться купить у другого человека вещь, если известно, что тот продаст ее исключительно из нежелания обидеть уважаемое лицо или из-за боязни осрамиться в глазах общества. Ни при каких обстоятельствах не покупайте то, что продается вам по единственной причине — чтобы вас не обидеть. Даже у друзей или родственников.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг