Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Говоря о том, что Тора призывает человека бояться и любить Творца, раби Арье-Лейб из Гур добавляет: Умение бояться — качество человека, но способность к любви — это подарок Всевышнего»Раби Арье-Лейб из Гур
По материалам газеты «Истоки»

Переписчики, писцы. В библейские времена софрим называли писцов при судах, а также составителей документов, прошений, царских указов, — тех, кто владел красивым и скорым письмом. Все они были уважаемыми людьми и, как правило, происходили из колен Леви или Звулуна (про последнее так и говорили: «те, кто носят трость писца», — см. Шофтим 5:14). Вплоть до времен Мишны и Талмуда софером называли переписчика Торы и Мегилот. Такой софер знал все строгие правила написания каждого свитка. Наиболее известный софер той эпохи — знаменитый мудрец Эзра Акоэн, прибывший из Бавеля в Иерусалим вместе с переселенцами после Вавилонского изгнания; он известен под именем — Эзра Асофер. О нужде той поры в специалистах письма намекает Мишна (Авот 6:9): «Раби, откуда ты? Ответил я: из большого города мудрецов и софрим (знатоков письма)… Сказал он: хочешь пожить в наших местах? Я дам тебе тысячу тысяч золотых динар…»

В Талмуде приводятся слова раби Ишмаэля, сказанные раби Меиру, работавшему писцом: «Мой сын, будь весьма внимателен в ремесле, ведь оно свято. Если пропустишь или прибавишь хоть одну букву — тем самым ты как бы разрушишь весь мир» (Эрувин 13). С древнейших времен и до наших дней переписчиков, занимающихся исключительно написанием святых текстов называют софер стам — по первым буквам трех слов «сефер-тфилин-мезуза»

Профессия софера в еврейском народе — одна из самых уважаемых. Она не приносит много денег, но всегда окружена почетом.

Целая эпоха древней еврейской истории известна под именем «эпохи софрим», — так звали выдающихся ученых раввинов Бавеля. Софер — во все времена очень высокое звание.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.