Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Переписчики, писцы. В библейские времена софрим называли писцов при судах, а также составителей документов, прошений, царских указов, — тех, кто владел красивым и скорым письмом. Все они были уважаемыми людьми и, как правило, происходили из колен Леви или Звулуна (про последнее так и говорили: «те, кто носят трость писца», — см. Шофтим 5:14). Вплоть до времен Мишны и Талмуда софером называли переписчика Торы и Мегилот. Такой софер знал все строгие правила написания каждого свитка. Наиболее известный софер той эпохи — знаменитый мудрец Эзра Акоэн, прибывший из Бавеля в Иерусалим вместе с переселенцами после Вавилонского изгнания; он известен под именем — Эзра Асофер. О нужде той поры в специалистах письма намекает Мишна (Авот 6:9): «Раби, откуда ты? Ответил я: из большого города мудрецов и софрим (знатоков письма)… Сказал он: хочешь пожить в наших местах? Я дам тебе тысячу тысяч золотых динар…»

В Талмуде приводятся слова раби Ишмаэля, сказанные раби Меиру, работавшему писцом: «Мой сын, будь весьма внимателен в ремесле, ведь оно свято. Если пропустишь или прибавишь хоть одну букву — тем самым ты как бы разрушишь весь мир» (Эрувин 13). С древнейших времен и до наших дней переписчиков, занимающихся исключительно написанием святых текстов называют софер стам — по первым буквам трех слов «сефер-тфилин-мезуза»

Профессия софера в еврейском народе — одна из самых уважаемых. Она не приносит много денег, но всегда окружена почетом.

Целая эпоха древней еврейской истории известна под именем «эпохи софрим», — так звали выдающихся ученых раввинов Бавеля. Софер — во все времена очень высокое звание.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе