Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выкупающий пленного за сто динаров или дающий подаяние бедному в сто динаров, что есть все, чего бедному недостает, не сравнятся с тем, кто выкупит десять пленных или восполнит недостающее десяти беднякам, каждому по десять динаров.»Орхот цадиким. Щедрость
По материалам газеты «Истоки»

Тора предписывает отделять особые дары и десятины от урожая, снятого евреем в Эрец Исраэль на своем поле, в саду и винограднике. Всего известны семь видов отделений.

1. Бикурим, первые плоды. Их относили в Иерусалим, где в Храме вручали коэнам, священникам (ведущим происхождение от Аарона, брата Моше-рабейну, и ведущим Храмовую службу). В целом это отделение касалось одной шестидесятой части урожая.

2. Трума гдола, большая трума (возношение). В конце сбора урожая от него каждый год отделяли одну пятидесятую часть и вручали в дар коэну — любому, чтобы ели он и его семья. Несвященникам эта трума в пищу запрещалась.

3. Маасер ришон, первая десятина. Каждый год она вручалась леви (любому еврею из колена Леви). Обязанность леви — учить евреев Торе и помогать коэнам при работе в Храме. Обязанность остальных евреев — поддерживать коэнов и левитов своим урожаем. Ибо без работы последних — не будет урожая!

4. Трумат маасер, возношение из десятины. Леви, получив свою долю от простого еврея (см. пункт 3), выделял от нее десятую часть и вручал коэну.

5. Маасер шейни, вторая десятина. Она отделялась от того, что осталось после отделения трумы и первой десятины, — для того, чтобы съесть ее самому вместе с семьей в Иерусалиме, например, во время праздников, когда поднимались в Храм. Вне стен Иерусалима есть ее было запрещено. Если путь был далек, то маасер можно было выкупить, но вырученные деньги все равно израсходовать на еду в Иерусалиме! Выделяли эту десятину каждый год семилетия, кроме 3-го года, 6-го и 7-го.

6. Маасер ани, десятина для бедных. Каждый 3-ий и 6-ой год десятая часть урожая отделялась не как маасер шейни, а для того, что дать ее бедным. Богатые (и сам хозяин урожая) прав на нее не имели.

О применимости этих законов в наше время мы поговорим в другой раз.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?