Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Тора предписывает отделять особые дары и десятины от урожая, снятого евреем в Эрец Исраэль на своем поле, в саду и винограднике. Всего известны семь видов отделений.

1. Бикурим, первые плоды. Их относили в Иерусалим, где в Храме вручали коэнам, священникам (ведущим происхождение от Аарона, брата Моше-рабейну, и ведущим Храмовую службу). В целом это отделение касалось одной шестидесятой части урожая.

2. Трума гдола, большая трума (возношение). В конце сбора урожая от него каждый год отделяли одну пятидесятую часть и вручали в дар коэну — любому, чтобы ели он и его семья. Несвященникам эта трума в пищу запрещалась.

3. Маасер ришон, первая десятина. Каждый год она вручалась леви (любому еврею из колена Леви). Обязанность леви — учить евреев Торе и помогать коэнам при работе в Храме. Обязанность остальных евреев — поддерживать коэнов и левитов своим урожаем. Ибо без работы последних — не будет урожая!

4. Трумат маасер, возношение из десятины. Леви, получив свою долю от простого еврея (см. пункт 3), выделял от нее десятую часть и вручал коэну.

5. Маасер шейни, вторая десятина. Она отделялась от того, что осталось после отделения трумы и первой десятины, — для того, чтобы съесть ее самому вместе с семьей в Иерусалиме, например, во время праздников, когда поднимались в Храм. Вне стен Иерусалима есть ее было запрещено. Если путь был далек, то маасер можно было выкупить, но вырученные деньги все равно израсходовать на еду в Иерусалиме! Выделяли эту десятину каждый год семилетия, кроме 3-го года, 6-го и 7-го.

6. Маасер ани, десятина для бедных. Каждый 3-ий и 6-ой год десятая часть урожая отделялась не как маасер шейни, а для того, что дать ее бедным. Богатые (и сам хозяин урожая) прав на нее не имели.

О применимости этих законов в наше время мы поговорим в другой раз.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени