Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ожидание Машиаха и связанного с ним освобождения — одна из самых животрепещущих тем для каждого религиозного еврея. Именно поэтому во все времена находились шарлатаны, которые представляли себя машиахами, эксплуатируя еврейское ожидание счастья. Попробуем проанализировать деятельность этих «героев».

Во многих еврейских книгах говорится об определенной эпохе, называемой «геула» — «освобождение». Это время приближения человечества к некоторому совершенному состоянию. Еврейская традиция связывает эпоху геулы с появлением Царя-Машиаха, который и приведет людей к истинному пониманию миропорядка, а значит к состоянию духовного совершенства. Вместе с этим в мир придут справедливость, покой и изобилие.

Ожидание Машиаха и связанного с ним освобождения — одна из самых животрепещущих тем для каждого религиозного еврея. Именно поэтому во все времена находились шарлатаны, которые представляли себя машиахами, эксплуатируя еврейское ожидание счастья. Попробуем проанализировать деятельность этих «героев».

Поведение лжемашиахов, объявляющихся в разные исторические периоды, типично. Одна из характерных черт лжемашиаха — дерзость. Подобная особенность поведения свойственна не только деятелям этого рода. Любой человек, желающий завоевать симпатию масс, должен говорить однозначные вещи простым понятным языком. Но назвавшийся лжемашиахом не просто банально подменяет одни понятия другими, как любой лжец, он вмешивается в личную жизнь каждого религиозного еврея, так как ожидание Машиаха — повседневная реальность человека, искренне верящего словам Торы. Вера в приход Машиаха является частью его веры в Творца. Поэтому лжемашиах должен быть бесконечно дерзок, ведь он обманывает людей, касаясь основных ценностей их внутреннего мира. В Талмуде подобное поведение охарактеризовано метафорически: «Один человек пришел к другому и сказал: “Твоя жена — моя жена, твои дети — мои дети”.»

Лжемашиахи всех времен привлекают внимание масс, декларируя и делая то, что не свойственно обычному, даже очень выдающемуся религиозному лидеру. К примеру, придают глобальное значение каким-то своим словам и действиям или действиям своей организации. А собственную общественно-культурную деятельность, даже охватывающую различные страны, создание десятков или даже сотен небольших учебных центров или клубов, величают «ведением войн Вс-вышнего». Это выходит за рамки принятых представлений о духовном значении подобного рода деятельности.

Надо пояснить, что войны Вс-вышнего — понятие много раз упомянутое в книгах пророков и в талмудической литературе — имеет следующее значение. По плану Торы жизнь еврейского народа предполагается только в Эрец Исраэль, абсолютно независимой в политическом, военном и экономическом плане. Именно эти условия необходимы, чтобы народ Вс-вышнего мог безо всякого чуждого влияния отдаться служению Творцу. Для того чтобы обеспечить это состояние Давид и другие цари вели «войны Вс-вышнего». Сейчас живя среди других народов мы волей или неволей попадаем под их влияние и несмотря на это нам удается сохранить что-то от того, что у нас было тогда. Но настоящий Машиах восстановит прежнюю ситуацию и даст нам независимость. Понятно, что даже очень большая и разветвленная организация, издающая газеты и журналы, организующая семинары и концерты, далека от ведения войн Вс-вышнего.

Дерзость лжемашиаха выражается не в дерзкой форме его речей, а в наглости и дерзости самого желания надеть корону дома Давида на свою маленькую голову. Об истинном Машиахе сказано, что он будет изучать Тору, как его праотец Давид. О том, как учил Тору Давид, рассказывается в Талмуде. Там сказано, что за одну ночь пророк Шмуэль передал Давиду все тайны, на основе которых был построен Храм в Иерусалиме. То есть речь идет о феноменальном интеллекте, несвойственном даже величайшим гениям последних тысячелетий. Давид измерял свой сон минутами и секундами, боясь впустую потратить драгоценное время, которое можно использовать на изучение Б-жественной мудрости. Но главное в том, что древний интеллект и глубина мысли несравненно превосходила уровень, который можно себе представить сегодня. Объяснение явления деградации человеческого гения — отдельная тема. Как бы то ни было, в сознании талмудического еврея — это простой факт. Как же обычный человек, даже обладающий блестящим талантом, может претендовать на величие короны Давида? Однако лжемашиахов не смущает безосновательность притязаний. Они без аппеляций выдают желаемое за реальное.

Еврейские источники утверждают, что Машиах будет царем. Написано также, что еврейский народ после смерти Шломо отвернулся от дома Давида, и только меньшая его часть осталась верна ему. Мудрецы говорят, что возвращение к дому Давида — необходимое условие для прихода Машиаха и общего избавления. Посмотрим на современный мир и попробуем представить себе ситуацию, при которой большинство еврейского народа сказало бы: «Вся наша надежда — это царствование потомка Давида». Как это соотносится с политической практикой современного мира? Каков должен быть масштаб перемены общепринятого мировоззрения, чтобы подобное заявление стало возможным в принципе, несмотря на то, что религиозная часть еврейского общества верит в это?

И все-таки довольно дешевым шарлатанам удавалось убедить широкие массы в избранности того или иного лидера. Корона Машиаха приписывалась Наполеону Бонапарту, хотя он и не был евреем, и Теодору Герцлю, хотя он был убежденный атеист и разработал план массового принятия евреями католицизма.

Главное в роли Машиаха заключается в реставрации высочайшего духовного уровня всего еврейского народа. Это значит, что под влиянием Машиаха и его приближенных народ станет обществом праведников. То есть уважение и помощь ближнему, стремление к мудрости, страх перед малейшим грехом и многие другие добродетели в невероятном для нас масштабе станут основными чертами всех членов этого общества. Любой нормальный человек легко представляет себе, насколько современные люди далеки от этой идеальной картины. Машиах должен это осуществить. Несмотря на это, последователям лжемашиахов удавалось представить некие пропагандистские достижения, очень напоминающие веру многих в коммунистические идеалы, как вышеупомянутые качества общества эпохи Машиаха.

Не надо думать, что только материальные блага двигали лжемашиахами и их приспешниками. Наверняка, в их сердцах находила место идея, в соответствии с которой описание Б-жественного открытия Машиаха — всего лишь некая форма. А практически силой собственного гения можно осуществить все, что сказано о Машиахе. Подобная претензия означает, что человек в принципе разуверился во всемогуществе Творца и пытается занять его место. В истории человеческой культуры выдающиеся люди многократно пытались выдать проявления своего таланта за высшее Б-жественное явление.

В соответствии со словами Торы, духовность человека имеет самые высокие корни в высших сферах мироздания. Несмотря на это, все мироздание является деянием Вс-вышнего, есть отдельные события в истории мира, которые совершает только Творец. Он дает жизнь всему сущему безо всякого участия человека. Для хода планет и для существования организмов не нужен человек. Приход Машиаха — явление подобного рода. Об этом сказал пророк Иешаяу: «Так же, как небо возвышается над землей, мои мысли возвышаются над вашими».

Рав Александр Айзенштат, из журнала «Мир Торы», Москва


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»