02.04.24 — Р. Шломо Гольдман: Закон о запрете лгать (через Zoom, ссылка в описании)1 апреля, Редакция Толдот Цикл «Лашон аРа — ло медабер элай» (Злословие меня не славит). Законы еврейского кодекса по хранению речи Далее |
Погоня за пропитанием1 декабря 2022 года, Хафец Хаим, из цикла «Притчи Хафец Хаима» Правило «или всё, или ничего» неприменимо в духовной сфере. Нужно стремиться к максимальному соблюдению заповедей, делая постепенные шаги. Далее | |
Притчи Магида из Дубно 73. Мецора8 апреля 2022 года, Магид из Дубно, из цикла «Притчи Магида из Дубно» Притча на тему греха злоязычия — лашон ара Далее |
Врата раскаяния 32. О разных видах искупления19 января 2022 года, Рабейну Йона, из цикла «Врата раскаяния» Преступления, от которых душа не может очиститься, она нечиста и нежелаема, пока смерть не разлучит ее с телом, в котором она совершила преступления Далее | |
Врата раскаяния 31. О злословии3 января 2022 года, Рабейну Йона, из цикла «Врата раскаяния» Злословящий поэтому считается как бы отрицающим основы, потому что говорит себе, что его уста принадлежат ему самому Далее | |
Звёздочки рейтинга и живые люди19 декабря 2021 года, Батшева Эскин Всегда ли мы осознаем, что наша критика может граничить со злословием? Далее | |
Красота речи19 августа 2021 года, Рав Зелиг Плискин Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств. Далее | |
Недельные главы «Тазриа» («Зачнет»), «Мецора» («Прокаженный»). Прибыль и убыток20 апреля 2020 года, Рав Бенцион Зильбер Глава «Тазриа» содержит законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты у людей и вещей. Глава говорит о таких причинах нечистоты, как роды и болезнь цараат (в переводе — проказа; имеется в виду особая болезнь, не тождественная той, что называют проказой в наше время). Цараат может поразить и человека, и ткань его одежды, и изделия из кожи, и стены дома. Роженице в течение установленного срока (его продолжительность определяется тем, кто родился — мальчик или девочка) запрещено прикасаться к священным предметам и входить в Святилище Храма. По окончании срока роженица приносит в Храм предписанные жертвоприношения. Человек, решением коэна (священнослужителя) признанный прокаженным (мецора), должен быть изолирован за пределами еврейского стана, одежду на нем разрывают, ему запрещено стричься. Глава перечисляет признаки, по которым коэн устанавливает, действительно ли человек нечист. Глава «Мецора» говорит о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как больных проказой. Далее | |
Страх — это сила зла19 марта 2020 года, Хава Куперман Когда задета «корона», то это влияет и на здоровье, и на экономику, и на саму человеческую жизнь… Далее | |
«Вы слышали, что учудил британский принц?..»3 февраля 2020 года, Батшева Эскин Ненависть, прикрытая одеждами «конструктивной критики» преследует, как мы знаем, не только Гарри и Меган, но и каждого мало-мальски известного человека Далее | |
Если бы у Геббельса был Фейсбук20 января 2020 года, Батшева Эскин Социальные сети контролировать гораздо сложнее, нежели обыкновенные интернет-сайты. В отличие от СМИ, контент может попадать пользователям без проверки фактов и без редакторской оценки. Далее | |
«БЕААЛОТХА» («КОГДА ВОЗЖИГАЕШЬ»)11 июня 2019 года, Рав Бенцион Зильбер Глава разъясняет правила зажигания храмового светильника-семисвечника, говорит о некоторых обязанностях коэнов и о подготовке левитов к работе в Храме. Глава излагает законы праздника Песах, рассказывает о недовольстве в стане евреев и о том, как Всевышний наказал евреев, удовлетворив их пожелания. Глава завершается рассказом о прегрешении Мирьям, сестры Моше и Аарона, и о полученном ею наказании. Далее | |
«Пкудей» («Исчисления»). Отчет Моше5 марта 2019 года, Рав Бенцион Зильбер После завершения всех производственных работ Моше дает полный отчет о расходе материалов. Сыны Израиля приносят готовые изделия; Моше дает положительную оценку их труду и благословляет народ. Б-г велит Моше установить Мишкан первого числа месяца нисан и описывает порядок монтажа и размещения храмовой обстановки. Моше выполняет все указания. Мишкан готов. На него опускается «облако Славы». Это значит, что Б-г вселился в свою земную обитель. Когда облако поднималось над Мишканом, евреи отправлялись в путь. Ночью дымное облако сменялось огненным столбом Далее | |
Пути мира и добра 32. Запрет «лашон а-ра» — запрет злословить и сплетничать6 июля 2018 года, Рав Ицхак Сильвер, из цикла «Пути мира и добра» Есть несколько вещей, которые приносят в мир страшные бедствия и страдания: убийство, прелюбодеяние и идолопоклонство, но злословие хуже, чем все три, вместе взятые Далее | |
Месилат Йешарим 17. Об элементах качества «чистота» часть 6. Сплетни и злословие27 июня 2018 года, Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ (Рамхаль), из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто» Мстительность — это отказ в услуге тому, кто отказал тебе в чем-то или причинил зло. Злопамятство проявляется тогда, когда человек, оказывая услугу тому, кто ранее причинил ему зло, напоминает ему о том зле. Далее | |
Основы законов злословия7 мая 2018 года, Журнал «Мир Торы» В «Мире Торы» № 46 была опубликована статья рава Исроэля Баренбаума «О сути запрета лашон ара», рассматривающая некоторые аспекты законов о злословии. Поскольку обсуждение этой темы имеет большое практическое значение, я хочу немного подробнее объяснить подход Хафец Хаима к законам, связанным с этим запретом. Важно отметить, что вся статья разбирает случаи, когда слова не были произнесены напрямую (в лицо пострадавшему), а их высказали другим людям, через которых информация дошла до адресата, и, таким образом, вред его репутации был нанесен косвенно. Перевод — Рав Шломо Юдасин Далее | |
О сути запрета злословия 3. Злословие ради душевного равновесия27 апреля 2018 года, Рав Элиягу Вугенфирер, из цикла «О сути запрета злословия» Условия, при которых можно сообщать негативную информацию Далее | |
О сути запрета злословия 2. B чем именно состоит этот запрет?20 апреля 2018 года, Рав Элиягу Вугенфирер, из цикла «О сути запрета злословия» В различных областях алахи, в контексте целого ряда заповедей мы сталкиваемся с отношением к человеческой речи как к предметам, объектам, регулируемым алахой Далее | |
О сути запрета злословия 1. Злословие — нанесение ущерба?13 апреля 2018 года, Рав Элиягу Вугенфирер, из цикла «О сути запрета злословия» Суть запрета состоит в нанесении фактического ущерба? Далее | |
Написал комментарий в Фейсбуке и… вылетел из университета18 июня 2017 года, Переводчик Виктория Ходосевич Почему ведущий американский университет выгнал абитуриентов? Далее | |
Шем Тов 11. Мецора14 мая 2017 года, Рав Шимон Мордехай Дубинский, из цикла «Шем тов» Духовные причины, по которым человека наказывали болезнью Далее | |
Социальные сети и развод27 октября 2016 года, Переводчик Виктория Ходосевич Иногда, когда мы обижены на супруга, хочется кому-то пожаловаться и получить внимание и поддержку. Далеко не всегда разумно так поступать. В идеале супруги должны уметь обсуждать свои проблемы без посредников, не вынося сора из избы. В крайнем случае можно поделится своими переживаниями с непредвзятым собеседником, который просто позволит вам выговориться. Далее | |
Врата святости 12. Часть 2. Врата пятые: о запрещённых качествах10 октября 2016 года, Раби Хаим Виталь, из цикла «Врата святости» Тот, кто срамит другого, награждает его дурным прозвищем и возвышается в позоре товарища, — спускается в Геhином Далее | |
Полезное злословие11 июня 2015 года, Рав Элияу Тавгер Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал. Далее | |
Главы «Тазрия» — «Мецора». За что получают проказу17 апреля 2015 года, Рав Элиягу Вугенфирер, из цикла «Недельная глава Торы» | |
Пути мира и добра 16. Сватовство (шидух). Правила, которых необходимо придерживаться при поиске пары9 сентября 2014 года, Рав Ицхак Сильвер, из цикла «Пути мира и добра» Если есть необходимость, разрешается скрыть свои намерения, но тогда нужно объяснить важность и полезность искомой информации, уточнив, что о подлинных мотивах вам запрещено рассказывать раньше времени Далее | |
Одно слово13 июня 2014 года, Рав Реувен Пятигорский Разведчики оказались советниками. Народ, им поверивший, получил в наказание 40 лет жизни в пустыне. Далее | |
Глава Шлах10 июня 2014 года, Рав Исроэль Зельман, из цикла «Книга для изучения Торы» Об отношении мидраша к еврееям, которые хотели послать разведчиков в Эрец-Исраэль Далее | |
Глава Мецора1 апреля 2014 года, Рав Исроэль Зельман, из цикла «Книга для изучения Торы» Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают. Далее | |
Пути мира и добра 11. Отдаляться от лжи27 февраля 2014 года, Рав Ицхак Сильвер, из цикла «Пути мира и добра» Даже достоверной, но негативной новостью делиться не следует. Разрешается использовать язык сравнений и рассказывать притчи. Далее | |
Глава Пикудей25 февраля 2014 года, Рав Исроэль Зельман, из цикла «Книга для изучения Торы» Почему Моше не дал подробного постатейного отчета за все, что изготовлялось из золота? При этом за серебро и за медь он отчитался во всех деталях. Далее | |
Пыль злословия3 ноября 2013 года, Рав Элияу Тавгер Хорошее превращается в плохое, если рассказывать о хорошем больше, чем нужно. Спор между Раши и Рамбамом. Далее | |
Если кто-то несет тяжесть, помогите ему. Ки теце11 августа 2013 года, Рав Зелиг Плискин, из цикла «Если хочешь жить достойно» Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться. Далее | |
О семи преступлениях разведчиков-мераглим28 мая 2013 года, Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, из цикла «Избранные комментарии на недельную главу» Разведчики полагались только лишь на свои силы, позабыв о Творце. Их грех привел к тому, что еврейский народ продолжил блуждать по пустыне. Далее | |
Находить хорошее и не выискивать плохое. Шлах26 мая 2013 года, Рав Зелиг Плискин, из цикла «Если хочешь жить достойно» Нельзя судить о ближнем по одному-единственному поступку. История о Симоне Визентале Далее | |
Даже если вы сделали человеку много хорошего, это не дает вам права говорить о нем плохо. Беаалотха19 мая 2013 года, Рав Зелиг Плискин, из цикла «Если хочешь жить достойно» Мирьям была поражена болезнью «цараат» за плохие слова о Моше. А он не только не рассердился, но молил Бога об ее исцелении. Далее | |
Святость достигается жизнью среди других людей. Кдошим14 апреля 2013 года, Рав Зелиг Плискин, из цикла «Если хочешь жить достойно» Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты. Далее | |
Следить за своим языком. Тазриа7 апреля 2013 года, Рав Зелиг Плискин, из цикла «Если хочешь жить достойно» | |
Молитва о чистоте речи31 августа 2012 года, Рав Александр Кац, из цикла «Взываю к Тебе» | |
Плоды наших усилий24 июля 2012 года, Гитель Итахов Многочисленные беды еврейского народа начались после того, как разведчики оклеветали землю Израиля. Поэтому так важно изучать законы, касающиеся запрета на злословие. Далее |
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»