Хамец, переживший Песах14 мая 2023 года, Рав Давид Кантарович Продажа хамеца в прошлом была жизненной необходимостью. Но даже и тогда евреи предпочитали уничтожать запасы, несмотря на боязнь разорения. Далее |
Брак с предварительными условиями13 июля 2022 года, Рав Давид Кантарович Допустимо ли это с позиции иудаизма, в чем плюсы и минусы Далее | |
Даат тфила 148. Мудрецы устанавливают ограду для Торы24 февраля 2019 года, Рав Эуд Авицедек, из цикла «Даат тфила» Полномочия мудрецов, установивших постановления, и причины этих постановлений Далее |
Даат тфила 147. Ограда для Торы — исправление порока «сознания зла»17 февраля 2019 года, Рав Эуд Авицедек, из цикла «Даат тфила» Необходимость делать ограду для Торы Далее | |
Прививки — делать!11 февраля 2019 года, Батшева Эскин Мы можем решить, что будем вести здоровый образ жизни, соблюдать правила гигиены, и тогда никакие болезни нам не страшны? Это опасное заблуждение: здоровый образ жизни не предотвращает корь, свинку или грипп. Далее | |
Краткое введение в Устную Тору22 октября 2017 года, Рав Шломо Вольбе Верховный Иерусалимский Суд — оплот и основа Устной Торы, источник закона и правосудия во всем народе Израиля Далее | |
Быть евреем 12. Что запрещено делать в субботу?25 декабря 2016 года, Хаим Донин, из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни» Достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы Далее | |
Врата святости 5. Врата четвёртые. Подробное разъяснение ступени «праведник»4 августа 2016 года, Раби Хаим Виталь, из цикла «Врата святости» Список важных заповедей, касающихся милостыни и праведности Далее | |
Выжимание лимонов в шаббат29 октября 2014 года, Рав Элияу Тавгер Данная статья посвящена выжиманию фруктов в Шабат, и, в частности, лимонов и других цитрусовых. Наши законоучители обсуждали именно лимон, остальные цитрусовые появились у евреев позже. Далее | |
Религиозный закон и право страны: столкновение цивилизаций?27 октября 2014 года, Рав Пинхас Гольдшмит Эта лекция посвящена памяти рава Азриэля Гильдесхаймера, духовного лидера ортодоксальных иудеев Германии XIX века, который верил, как верю я, и как верит множество других евреев в наши дни, что традиционный иудаизм и эмансипированный европейский еврей, законопослушный гражданин страны проживания, наделенный равенством в правах и обязанностях — совместимы. Далее | |
Краткие законы соблюдения субботы 44. Виды владений и переноса15 августа 2014 года, Рав Яков-Йехезкель Позен, из цикла «Законы шабата в кратком изложении» Относительно шабата различают четыре вида владений: ршут аяхид, ршут арабим, маком птур и кармелит. Часть владений установлена Торой, часть — мудрецами. Далее | |
Краткие законы соблюдения субботы 12. Жатва (коцер)5 января 2014 года, Рав Яков-Йехезкель Позен, из цикла «Законы шабата в кратком изложении» Срывание плодов, вырывание травы и даже залезание на дерево считается нарушением запрета жатвы. Подробные примеры. Далее | |
Краткие законы соблюдения субботы 9. Швут. Работа сделанная в шаббат12 декабря 2013 года, Рав Яков-Йехезкель Позен, из цикла «Законы шабата в кратком изложении» Результаты работы, совершенной в шаббат, запрещены и после окончания субботы. Человек, который нарушил шаббат, должен искупить грех раскаянием. Далее | |
Введение в Мишну 6. Введение в раздел Зераим17 апреля 2013 года, Рав Меир Цви Бергман, из цикла «Введение в Мишну» Очередной раздел Мишны посвящен сельскохозяйственным законам Торы. Эти законы распределены по десяти трактатам. Далее | |
Введение в Мишну 2. Пророки20 марта 2013 года, Рав Меир Цви Бергман, из цикла «Введение в Мишну» Галаха передавалась из поколения в поколения, от пророков к судьям, а затем к мужам Великого собрания. Далее | |
Дерех Хаим 27. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:1011 марта 2012 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Качеством, помогающим достичь совершенства, является гармония. Человек должен быть в гармонии с Б-гом, людьми и самим собой. Наши мудрецы подробно объясняют, каким образом можно этого добиться. Далее | |
Можно ли верить раввинам?20 января 2012 года, Рав Реувен Пятигорский, из цикла «О нашем, еврейском» Кроме запретов, данных Торой, существует немало ограничений, установленных раввинами. Относиться к ним следует столь же внимательно и ревностно. Далее | |
Дерех Хаим 1. Комментарий Маараля на трактат Авот 1:130 августа 2011 года, Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот» Трактат «Пиркей-авот» является одним из важнейших сочинений на морально-этические темы. В комментариях Маараля к первой главе подробно обсуждается вопрос религиозной преемственности при передаче Торы от Моше следующим поколениям. Особое место уделяется характеристикам горы Синай, которая неслучайно была выбрана в качестве места для дарования Торы еврейскому народу. Далее | |
Об устной Торе и Талмуде23 августа 2011 года, Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ (Рамхаль), из цикла «Маамар аикарим — Основы» Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикинижии? Далее | |
Чтобы понять и постичь 20. Каков источник еврейского закона?21 августа 2011 года, Рав Элиэзер Гервиц, из цикла «Чтобы понять и постичь» На горе Синай были получены Письменная и Устная Тора. В Письменной законы, которые должен исполнять еврей, обозначены кратко и лаконично. Подробности же сообщает нам Устная Тора, которая на определенном этапе была записана мудрецами. Существует целый ряд правил для того, чтобы при помощи толкования прийти к пониманию тех или иных заповедей. Далее | |
Бесконечная цепь 17. Гзерот — меры для ограждения Торы от нарушений28 апреля 2011 года, Рав Натан Лопез Кардозо, из цикла «Бесконечная цепь» Такана — это установление, принятое мудрецами в интересах общественного блага Далее | |
Бесконечная цепь 13. Верховная власть мудрецов31 марта 2011 года, Рав Натан Лопез Кардозо, из цикла «Бесконечная цепь» Множество факторов влияет на объективность человека. Самые различные силы, Бездействуя на его подсознание, могут ввести его в заблуждение Далее | |
Как работает Сангедрин23 марта 2011 года, Рав Гилель Бродский Финал Мегилат Эстер на первый взгляд выглядит очень странно... Далее | |
Бесконечная цепь 9. 613 заповедей24 февраля 2011 года, Рав Натан Лопез Кардозо, из цикла «Бесконечная цепь» Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела». Далее | |
Бесконечная цепь 4. Масора20 января 2011 года, Рав Натан Лопез Кардозо, из цикла «Бесконечная цепь» Понятие масора употребляется в еврейской литературе в различных смыслах. Иногда оно обозначает передачу Устной традиции в целом. Но в узком смысле этим термином называют свод правил, связанных с написа¬нием свитков Торы, т.е. с формой букв, интервалами, абзацами и другими отличительными знаками Далее | |
Благословения на различные виды пищи29 ноября 2010 года, Рав Шимон Соскин Широко известен закон, гласящий: все благословения являются не законом Торы - «деорайта» на языке Талмуда, а повелением мудрецов - «дерабонан» Далее | |
Законы кашрута. Постановления мудрецов и обычаи12 мая 2010 года, Рав Лейб-Нахман Злотник, из цикла «Не вари козленка в молоке его матери» Материалы к видеурокам по кашруту. Постановления мудрецов Далее | |
Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 311-3154 февраля 2008 года, Раби Моше бен Маймон РАМБАМ, из цикла «Книга заповедей. Запретительные» Запрет отрывать молодого мужа от дома; запрет прибавлять или убавлять от Торы и оспаривать решение Мудрецов. Далее | |
Укутывание кастрюли для сохранения тепла в субботу27 апреля 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» С древних времен используют еще один метод сохранения тепла: посуду с едой заворачивают в одеяла, подушки и другие теплоизолирующие материалы ("укутывание" на иврите - атмана). Возникают ли здесь алахические проблемы? Далее | |
Пища, сваренная в субботу13 апреля 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Мудрецы наложили штраф на нарушителя, запретив ему пользоваться плодами своего труда. Далее | |
Водяные нагреватели в субботу23 марта 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Завершив субботний ужин, мы убираем посуду со стола, чтобы ее вымыть. Можно ли воспользоваться горячей водой из бойлера? Далее | |
Запрет земледельческих работ в субботу23 февраля 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» В субботу не пашут. Далее | |
Запрет писать и стирать в субботу26 января 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» При сооружении Мишкана помечали брусья, из которых собирались стены, чтобы каждый брус занял свое место при сборке. Поэтому написание букв в Субботу запрещено Далее | |
Зажигание и тушение огня в субботу12 января 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня. Далее | |
Законы мукце в субботу.1 декабря 2006 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день Далее | |
Об устной Торе5 сентября 2006 года, Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ (Рамхаль) Тора рассказывает о таких заповедях, как Тефиллин и Мезуза, не предлагая при этом объяснений их истинной сути. Правда заключается в том, что Бог скрыл настоящее значение Своих слов по какой-то причине или ради какой-то лишь Ему известной цели. Далее | |
Истоки Устного Закона. Закон и причины его разработки8 марта 2006 года, Хаим Шиммель, из цикла «Истоки устного закона» Можно ли сказать, что известные из Талмуда многочисленные случаи аарамот губят дух закона? Почему мудрецы не закрыли лазейки в законе собственными законодательными решениями? Далее | |
Истоки Устного Закона. Юридические фикции26 февраля 2006 года, Хаим Шиммель, из цикла «Истоки устного закона» «Аарама» очень напоминает юридическую фикцию. Но в еврейском законе «аарама» часто использовалась не для того, чтобы преодолеть определенную трудность или скрыть изменение в существующем законе, а с противоположной целью: в тех случаях, когда возникала опасность искажения или забвения действующего закона, «аарама» помогала защитить его. Далее | |
Истоки Устного Закона. Воля Б-га, суда и народа14 февраля 2006 года, Хаим Шиммель, из цикла «Истоки устного закона» В каких обстоятельствах мудрецам разрешено было принимать решения, протворечащие Синайскому Закону? Далее | |
Истоки Устного Закона. Запрет добавлять к Торе.9 февраля 2006 года, Хаим Шиммель, из цикла «Истоки устного закона» Сказано в Торе: "Не прибавляйте к тому, что Я повелеваю вам, и не убавляйте от этого". Получается, мудрецы нарушали этот запрет? Далее |
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»