Погоня за пропитанием1 декабря 2022 года, Хафец Хаим, из цикла «Притчи Хафец Хаима» Правило «или всё, или ничего» неприменимо в духовной сфере. Нужно стремиться к максимальному соблюдению заповедей, делая постепенные шаги. Далее |
Ожидание Машиаха4 июля 2022 года, Рав Александр Кац Отрывок из книги «Хроника Избавления», готовящейся к выпуску в честь тринадцатилетия (бар-мицвы) издательства «Пардес» Далее | |
Недельные главы «Тазриа» («Зачнет»), «Мецора» («Прокаженный»). Прибыль и убыток20 апреля 2020 года, Рав Бенцион Зильбер Глава «Тазриа» содержит законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты у людей и вещей. Глава говорит о таких причинах нечистоты, как роды и болезнь цараат (в переводе — проказа; имеется в виду особая болезнь, не тождественная той, что называют проказой в наше время). Цараат может поразить и человека, и ткань его одежды, и изделия из кожи, и стены дома. Роженице в течение установленного срока (его продолжительность определяется тем, кто родился — мальчик или девочка) запрещено прикасаться к священным предметам и входить в Святилище Храма. По окончании срока роженица приносит в Храм предписанные жертвоприношения. Человек, решением коэна (священнослужителя) признанный прокаженным (мецора), должен быть изолирован за пределами еврейского стана, одежду на нем разрывают, ему запрещено стричься. Глава перечисляет признаки, по которым коэн устанавливает, действительно ли человек нечист. Глава «Мецора» говорит о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как больных проказой. Далее |
Раби Давид Акоэн Лейбович10 апреля 2020 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Выдающийся педагог, один из духовных лидеров движения Мусар в США Далее | |
Шем Олам 25. Заслуга Торы спасает в час беды28 октября 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Приняв на себя бремя Торы, человек приобретет расположение в глазах Всевышнего; принятие бремени Торы поможет устранить саму причину наказания — так, чтобы не было у него провинности, влекущей наказание Далее | |
Шем Олам 24. Новейшие изобретения и вера27 сентября 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Если действительно каждое из прежних поколений превосходит мудростью последующие, то как возможно, что в наше время открыты многие вещи, которые не были открыты при жизни прежних поколений? Далее | |
Шем Олам 23. Укреплять себя в Торе и заповедях в час бедствий. Принимать муки с любовью20 сентября 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Мучения посылаются с Небес для испытания: примет ли человек их с любовью, и не уменьшит ли из-за них своего служения Всевышнему? Далее | |
«БЕААЛОТХА» («КОГДА ВОЗЖИГАЕШЬ»)11 июня 2019 года, Рав Бенцион Зильбер Глава разъясняет правила зажигания храмового светильника-семисвечника, говорит о некоторых обязанностях коэнов и о подготовке левитов к работе в Храме. Глава излагает законы праздника Песах, рассказывает о недовольстве в стане евреев и о том, как Всевышний наказал евреев, удовлетворив их пожелания. Глава завершается рассказом о прегрешении Мирьям, сестры Моше и Аарона, и о полученном ею наказании. Далее | |
Шем Олам 22. Укреплять основы: изучение Торы и страх перед Б-гом28 мая 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Царство, которое на небесах, подобно земному царству Далее | |
Шем Олам 21. Учиться вместе с другими — более высокая ступень исполнения заповеди21 апреля 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» При совместной учебе человек более скрупулезно придерживается установленного времени учебы Далее | |
О возлежании во время Пасхального пиршества14 апреля 2019 года, Рав Шломо Вестфрид На седере нужно опираться на левую руку, а бокал с вином и мацу держать при помощи правой. Что делать левше? Или инвалиду? Далее | |
Шем Олам 20. Еще об отчете перед самим собой7 апреля 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Из-за многих наших грехов мы должны стыдиться самих себя — того, что ведем себя со Всевышним так, как нам не хотелось бы вести себя даже с низменным творением, подобным нам самим. Далее | |
Шем Олам 19. О цели прихода человека в этот мир28 марта 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Небесное царство устроено подобно земному. В земном царстве есть люди, место службы которых — в столичном городе, а есть такие, которые посланы оттуда в дальние страны на край земли. Далее | |
Шем Олам 18. Укреплять себя против дурного побуждения22 марта 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Притча о возчике и торговце Далее | |
Шем Олам 17. Благодаря чему человек удостаивается доли в строительстве Храма15 марта 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» В прежние времена человек исполнял заповедь — и пророк записывал ее. Но теперь, когда он исполняет заповедь, кто записывает ее? Далее | |
Глава 5. Способы исправления беспричинной ненависти28 января 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Любовь к Израилю» Исправление этого греха должно прийти через то, что каждый еврей будет стараться любить своих собратьев, всех без исключения, помогая им, чем только способен —физически или материально Далее | |
Глава 4. Вдуматься в собственные мотивы25 января 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Любовь к Израилю» Тот, кто ненавидит ближнего, уподобляется человеку, который ест трефную пищу Далее | |
Глава 3. Причины беспочвенной ненависти21 января 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Любовь к Израилю» Порой человек завидует ближнему по причине того, что Б-г наделил его богатством и во всех его деяниях — успех. И поэтому он завидует ему. И уже зависть перерастает в ненависть. Далее | |
Глава 2. Ужасающие последствия беспричинной ненависти14 января 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Любовь к Израилю» Первый храм был разрушен из-за трех страшных грехов, а причиной разрушения Второго стала беспричинная ненависть. Как исправить произошедшее? Далее | |
Глава 1. В ней будет разъяснена тяжесть греха беспричинной ненависти7 января 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Любовь к Израилю» В понятие «брат» включены все евреи, как написано в «Авот» рабби Натана: «Не позволяй себе говорить: вот этого еврея я люблю, а вот этого — ненавижу!» Далее | |
Шем Олам 16. Поддержка Торы лучше, чем сыновья и дочери2 января 2019 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Своих детей человек должен принимать такими, какие они есть, какими они даны ему с Небес Далее | |
«Аазину» («Внимайте»). Под кровом Всевышнего19 сентября 2018 года, Рав Бенцион Зильбер Песнь-пророчество, которую Всевышний велел Моше записать в Тору и которой велел научить евреев, освещает всю историю еврейского народа, как прошлое и настоящее, уже описанные в Торе, так и будущее: вступление в Землю Обетованную, благополучную жизнь там. И от изобилия «…разжирел Йешурун [еврейский народ], и стал брыкаться; разжирел ты, растолстел, раздался; и оставил он Б-га, Создавшего его…» (Дварим 32, 15). Так и произошло. Во времена Первого Храма евреи стали жадны до удовольствий — пророк Амос (6; 4, 6) говорит об этом времени: «…лежат на ложах из слоновой кости… едят откормленных баранов… пьют вино чашами и натираются лучшими маслами…» — и отошли от Торы. «Божествами чужими они досаждали Ему и мерзостями гневили Его» (Дварим 32, 16). Далее | |
Шем Олам 15. Обязанность поддерживать изучение Торы21 августа 2018 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Концепция Звулуна и Иссахара: поддерживающие Тору получают свою долю в заповедях, а также удостаиваются материального вознаграждения Далее | |
Шем Олам 14. Благодаря Торе и заповедям человек удостаивается света Шехины14 августа 2018 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Душа, даже покинувшая материальное тело, нуждается в пище. Какова же эта пища? Далее | |
Шем Олам 13. О расторопности — для приобретения удела в Торе7 августа 2018 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Если у человека нет сил для того, чтобы самостоятельно пробудить в себе страх перед Г-сподом, он должен идти к выше праведникам, у которых этот страх есть Далее | |
Пути мира и добра 25. Заповедь предупреждать и увещевать22 июня 2018 года, Рав Ицхак Сильвер, из цикла «Пути мира и добра» Эта заповедь не ограничена временем или местом. Она распространяется как на мужчин, так и на женщин. Детям тоже следует объяснять смысл этой заповеди и учить их правильно реагировать в различных ситуациях. Далее | |
Пути мира и добра 19. Суди справедливо16 мая 2018 года, Рав Ицхак Сильвер, из цикла «Пути мира и добра» Если поступок вызывает подозрение, и его можно расценить как нарушение и грех, но нет подтверждающих это фактов, нельзя следовать за своими личными ощущениями и подозревать его, даже если осудить его гораздо легче, чем оправдать Далее | |
Основы законов злословия7 мая 2018 года, Журнал «Мир Торы» В «Мире Торы» № 46 была опубликована статья рава Исроэля Баренбаума «О сути запрета лашон ара», рассматривающая некоторые аспекты законов о злословии. Поскольку обсуждение этой темы имеет большое практическое значение, я хочу немного подробнее объяснить подход Хафец Хаима к законам, связанным с этим запретом. Важно отметить, что вся статья разбирает случаи, когда слова не были произнесены напрямую (в лицо пострадавшему), а их высказали другим людям, через которых информация дошла до адресата, и, таким образом, вред его репутации был нанесен косвенно. Перевод — Рав Шломо Юдасин Далее | |
О сути запрета злословия 2. B чем именно состоит этот запрет?20 апреля 2018 года, Рав Элиягу Вугенфирер, из цикла «О сути запрета злословия» В различных областях алахи, в контексте целого ряда заповедей мы сталкиваемся с отношением к человеческой речи как к предметам, объектам, регулируемым алахой Далее | |
Шем Олам 12. Величие святости Торы и любовь к Всевышнему28 марта 2018 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Раби Шимон говорит: горе человеку, который утверждает, что Тора явилась нам для того, чтобы поведать какие-то обыкновенные истории, которые она передает обычными словами! Далее | |
Берешит. Древо жизни доступно каждому8 октября 2017 года, Рав Бенцион Зильбер Древо жизни находилось в самом центре райского сада. Оно символизировало близость к Б-гу, которую можно достичь несколькими способами. Далее | |
Шем Олам 11. О важности отчета перед самим собой28 сентября 2017 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Нельзя прислушиваться к требованиям домочадцев, которые обычно поощряют человека только в делах, связанных с заработком. Надо быть расторопнее в делах, связанных с изучением Торы и службой Творцу. Далее | |
Стремись к истине 16. В коммерции18 мая 2017 года, Рав Арье Кармель, из цикла «Стремись к истине» Хафец Хаим не хотел зарабатывать на жизнь знаниями в Торе. Он стал торговцем, но открывал лавку на час-два. Далее | |
Шем Олам 10. О расторопности в изучении Торы и о том, что у каждого есть своя доля в Торе8 мая 2017 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» История о богаче и торговце драгоценностями, который спрятал их в ящик Далее | |
Шем Олам 9. О величии обязанности изучения Торы и о том, насколько велика награда за это28 февраля 2017 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Изучение Торы является повелевающей заповедью. Для какого именно труда сотворен человек? Далее | |
Шем Олам 8. Заслуга заповедей «цдака» и «хесед» помогает человеку удостоиться сыновей22 декабря 2016 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Строгое следование правосудию должно уравновешиваться стремлением к милости Далее | |
Шем Олам 7. «…И изберут желанное Мне…»4 ноября 2016 года, Хафец Хаим, из цикла «Шем Олам» Ради сына человек всю жизнь лишает себя покоя и отдыха; все устремления его и желания направлены лишь на то, чтобы постоянно растить сына и заботиться о нем Далее | |
Любите делать добро 10. Божественность в зеркале8 июня 2016 года, Хафец Хаим, из цикла «Любите делать добро» Всякая тварь в Творении поддерживается рукою Творца, от амебы до слона все получают пропитание и защиту от Его руки. Поэтому проще всего человеку поступать как Творец, давая и заботясь о других. Далее | |
Наш наследный удел 23. Почему многие еврейские мудрецы не приехали в Израиль12 октября 2015 года, Давид Россоф, из цикла «Наш наследный удел» Еще со времен вавилонского изгнания многие мудрецы и руководители еврейских общин по разным причинам избегали выполнения этой мицвы. Именно поэтому ведущие академии по изучению Торы оставались в Вавилоне вплоть до X века. Далее | |
Полезное злословие11 июня 2015 года, Рав Элияу Тавгер Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал. Далее |
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?