Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Алименты

Оглавление

Алименты ↓

Есть ли по Торе обязанность платить алименты? ↓

Обязанность матери содержать своих детей ↓

Размер алиментов ↓

До какого возраста ребенка отец обязан платить алименты? ↓

Право отца на опеку детей ↓

Постановление главного раввината Израиля ↓

Взыскание алиментов ↓

Запрет обращаться в нерелигиозный суд ↓

Алименты [↑]

Один из вопросов, наиболее остро встающих на судебном процессе при разводе, это определение размера алиментов, которые отец будет выплачивать своей бывшей супруге на содержание детей. Еврейский религиозный закон предусматривает алиментную обязанность отца, так же как это действует и в светском семейном праве. Однако размер алиментов и критерии, по которым они устанавливается в еврейском религиозном суде (Бейт-дин) во многом отличается от того, как это принято в нерелигиозных гражданских судах. В данной статье мы рассмотрим основные положения алиментного обязательства мужа в свете Алахи, и его применение в еврейских религиозных судах — батэй дин.

Есть ли по Торе обязанность платить алименты? [↑]

В Гемаре Ктубот 65б сказано, что каждый человек обязан содержать своих маленьких детей, обеспечивая их всем необходимым. В Тосфот объясняется, что это является полноценным юридическим обязательством, и в случае отклонения отца от своей обязанности Бейт-дин в праве силой взыскать требуемую сумму из его имущества. Там же говорится, что обязанность кормить детей действует до достижения шести лет. Содержание детей старше шестилетнего возраста, возлагается на отца только по праву благотворительности. В законах о благотворительности существует правило, что каждый человек должен помогать в первую очередь ближайшим родственникам и только потом всем остальным бедным. Поэтому, отец обязан помочь своим детям по праву благотворительности, так же как он должен был бы помогать другим бедным. При этом, несмотря на то, что, как правило, благотворительность подразумевает под собой добровольный акт, в данном случае мудрецы вменили это в обязанность отца, с правом взыскать деньги на «благотворительность» насильно.

Итак, мы видим, что в еврейском законе существует обязанность платить алименты на детей и эта обязанность делится на две составляющие:

  1. содержание детей по факту отцовства — этот вид обязательства касается только детей младше шести лет.
  2. содержание детей по праву благотворительности — этот вид обязательство касается так же детей старше шести лет.

Между этими двумя алиментными обязательствами есть много различий. К примеру, алименты по факту отцовства устанавливаются, не учитывая доходы и материальное положение отца, когда алименты по праву благотворительности Бейт-дин обязывает отца, только если у него есть на это финансовые возможности. Так же, алименты по факту отцовства отец должен платить, даже если у детей есть свое имущество, но алименты по праву благотворительности платятся, только если дети являются неимущими.

Обязанность матери содержать своих детей [↑]

По еврейскому закону женщина вообще не должна работать и зарабатывать деньги, потому, обязанность содержать детей лежит полностью на отце. Однако, это касается только содержания детей младше шести лет, алименты которых не являются благотворительностью, но содержание детей старше шести лет исходит из закона о благотворительности, и лежит в равной степени как на отце так и на матери (ведь давать цдаку обязаны в равной степени как мужчины так и женщины). Поэтому, в случае, когда мать работает и у нее есть достаточный заработок, что бы прокормить себя и детей, то расходы на содержание детей разделяются между супругами, по мере доходов каждого из них.

Иногда может сложиться такая ситуация, когда алименты должна будет платить мать. Например, когда дети остаются с отцом и у него не достаточно средств, что бы прокормить семью, а у матери есть достаточно имущества что бы содержать детей, в таком случае Бейт-дин может обязать мать платить алименты.

Размер алиментов [↑]

Размер алиментов устанавливается в каждом отдельном случае индивидуально и не может быть перенят с одного случая на другой. В этом вопросе имеет значение множество факторов: каковы расходы на ребенка, сколько детей в семье, каковы возможности отца, имеет ли мать постоянный доход и т.д. Но, если говорить об общих правилах, то размер алиментов зависит прежде всего от жизненно необходимых потребностей ребенка. Жизненно необходимыми потребностями ребенка являются: еда, одежда, жилье, садик, школа, медицинская страховка, лечение и т.п. От этой суммы отнимаются пособие на детей, получаемое от министерства национального страхования, а так же другие дотации на детей, полагающиеся по праву матери одиночки. Если дети старше шести лет, то Бейт дин оценивает, какую сумму, отец сможет выплачивать, в соответствии со своими доходами. Иногда Бейт-дин может решить, что сократив некоторые расходы, отец может выплачивать большую сумму на детей, например, если он будет снимать более дешевую квартиру.

На сегодняшний день в Израиле, минимальный размер алиментов на первого ребенка составляет примерно 1200 шек, не включая оплату за съем квартиры. Если жена живет в съемной квартире, то к этой сумме прибавляется так же часть затрат на съем жилья. Алименты на второго и третьего ребенка будут меньше, поскольку сумма на первого ребенка покрывает некоторые расходы на второго, такие как затраты на жилье.

Установленный размер алиментов не является неизменным. При любых изменениях обстоятельств в жизни супругов размер алиментов может быть пересчитан заново, если того требует одна из сторон. Например, если по каким-то причинам затраты на детей возросли, то жена может подать прошение об увеличении алиментов, в соответствии с новыми затратами на детей. И так же наоборот, если доходы отца уменьшились, или же увеличились расходы на личную жизнь, например если отец обзавелся новой семьей, то он может подать прошение об уменьшении размера алиментов, в соответствии с его новым положением.

До какого возраста ребенка отец обязан платить алименты? [↑]

По еврейскому закону с 12 лет для девочек и 13 лет для мальчиков дети считаются совершеннолетними. С этого возраста отец не обязан содержать своих детей, поскольку считается, что с этого возраста ребенок может содержать себя сам[1]. Однако на сегодняшний день, очевидно, что это слишком ранний возраст, что бы начинать зарабатывать себе на жизнь, тем более, что государственный закон запрещает трудоустройство несовершеннолетних детей. Поэтому, большинство Батей дин обязывают отца платить алименты на ребенка до достижения им 18 лет.

Право отца на опеку детей [↑]

Размер алиментов напрямую зависит от того, с кем останутся дети после развода. В Шульхан Арухе[2] говориться, что дети до шести лет всегда остаются с матерью. Все это время отец обязан их содержать, оплачивая еду, одежду и жилье, не смотря на то, что они не находятся в его доме. В отношении детей после шести лет, есть разница между сыновьями и дочерьми. Дочери всегда остаются с матерью, поскольку они должны расти и воспитываться матерью, перенимая ее поведения и учась ее поступкам. Но сыновья должны воспитываться отцом, поскольку на нем лежит обязанность обучить их Торе и приучить к заповедям, и потому, он может требовать опеку над сыновьями, что бы исполнить свои отцовские обязанности по отношению к ним. Сегодня, как правило, все дети остаются с матерью, кроме как в случае, когда мать этого не хочет или, по мнению судей, нахождение с матерью может пагубно отразиться на воспитании детей. Но, не смотря на то, что сыновья остаются с матерью, отец может заявить, что не намерен платить алименты на сыновей, пока не сможет выполнять свои отцовские обязательства по отношению к ним. Если, по мнению Бейт-дина, наибольшая польза для сыновей это расти с матерью, то аргумент отца не принимается. Но если, по мнению судей для сыновей была бы одинаковая польза, как с отцом так и с матерью, то Бейт-дин может освободить отца от выплаты алиментов на сыновей.

Постановление главного раввината Израиля [↑]

В 1954 году, главный раввинат Израиля принял закон, согласно которому, отец должен содержать своих детей до 15 лет, точно так же как он обязан содержать детей младше шести лет, т.е. по праву отцовства, а не по праву благотворительности. В 1980 г в закон были внесены некоторые изменения, и возраст ребенка, которому полагаются алименты, был продлен до 18 лет. Согласно этому постановлению, обязанность платить алименты на детей старше шести лет, не распределяется между супругами в равной степени, а ложится полностью на отца, даже если у жены есть достаточный заработок, что бы разделить с ним затраты на содержание детей. Так же, при оценке алиментов не учитываются доходы и имущество отца, и Бейт-дин может обязать отца платить алименты, даже если установленная сумма превышает его реальные возможности.

Стоит отметить, что даже во время принятия этого закона, это постановление не было принято всеми судьями единогласно. Многие раввины считали не правомерным вносить изменения в религиозную судебную практику, действующую из покон веков, обязывавшую платить алименты на взрослых детей только по праву благотворительности. А некоторые вовсе видели в этом проникновение секулярных норм в религиозный образ жизни, в чем есть строжайший запрет[3]. В результате большинство частных батей дин, независимых от главного раввината, не принимают во внимание данное постановление и обязывают отца платить алименты на детей старше шести лет только по праву благотворительности. Но и среди батей дин, подчиняющихся главному раввинату, есть те, которые считают, что главный раввинат не имел ввиду обязать отца платить алименты, больше, чем это обязывает закон о благотворительности, и все постановление заключалось в том, что бы заставить отца платить алименты, только если он имеет такую возможность[4]. Как бы то ни было, у этого постановления нет силы установленной алахи, обязующей всех без исключения, поскольку это постановление не было принято единогласно всеми мудрецами современности.

Взыскание алиментов [↑]

Если отец уклоняется от выплаты возложенных на него алиментов, то Бейт-дин вправе взыскать с него требуемую сумму с помощью исполнительной власти. При этом, если речь идет об алиментах на детей младше шести лет, то алименты взыскиваются даже если у отца не останется после этого средств на содержание самого себя. Однако, в отношении детей старше шести лет, Бейт-дин прибегает к принудительной выплате алиментов, только если у отца останутся достаточно средств, что бы прокормить себя. Тем ни менее понятно, что отец должен сделать все возможное, что бы найти способ выплатить алименты так же на детей старше шести лет.

Запрет обращаться в нерелигиозный суд [↑]

Следует отметить, что обращаться в нерелигиозный суд является строгим запретом, даже если его решение полностью соответствует закону Торы. Поэтому, несмотря на то, что многие законы об алиментах, действующие в семейном праве государства Израиль, основаны на еврейских религиозных законах, подавать алиментный иск через нерелигиозный суд запрещено. На сегодняшний день у религиозного суда есть все полномочия что бы, привести в исполнение вынесенное решение, и потому обращение в нерелигиозный суд является не оправданным.


[1] Дриша Эвэн аэзэр симан 71.

[2] Эвэн аэзер 82:7.

[3] Орхот рабэйну ч. 3 стр. 140, письма Хазон Иш ч. 1 96.

[4] Ябия омер ч. 8:22.

Выводить материалы