Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кастрюля, за которую отвечают двое, не нагреется и не остынет.»Вавилонский Талмуд, Эрувин 3а

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

воскресенье, 2 марта 201430 адара алеф 5774
Ни дня без Торы

Может ли день быть одновременно последним и первым днем одного и того же месяца? Может, раз в году! Этот день — сегодня, 30 адара «алеф» — первого адара, он же называется первым днем Новомесячия адара «бет», второго. Хотя первое число месяца будет только завтра…

Предлагаем вашему вниманию очередную подборку интересных материалов сайта, связанных с недельной главой и другими темами, в формате PDF в виде отдельного «субботнего» издания, чтобы желающие могли распечатать материалы заранее, до наступления Субботы.
СКАЧАТЬ ЖУРНАЛ
Законы лашон а-ра

Береги свою речь. Часть 2. Глава 3

2. Лашон а-ра, который говорящий готов произнести даже в присутствии того, о ком он говорит

Если вы чувствуете, что кипите от возмущения и готовы с гневом высказать свои претензии тому, кто это возмущение вызвал, — знайте, что (в большинстве случаев) так поступать запрещено. Каким бы праведным ни был ваш гнев! Но если вы не утерпели и все-таки высказали человеку в лицо все, что вы о нем думаете, — все равно запрещено повторять другим унижающие его слова.

Посмотреть полностью


Законы отношений между людьми

Пути мира и добра

Глава 1. СУДИ СПРАВЕДЛИВО

Написано в Торе («Ваикра», 19): «Справедливо суди ближнего своего».

Учили мудрецы: «Тот, кто судит о товарище с хорошей стороны, сам получает оправдание, оказавшись в сложной ситуации».

Жил в Верхней Галилее один еврей. Поиски работы привели его на юг страны, где ему предложили работать в течение трех лет. Когда приблизился Йом-Кипур третьего года, он подошел к хозяину и попросил выдать ему заработанное честным трудом, чтобы он смог отправиться домой и помочь жене и детям. Хозяин ответил, что у него нет сейчас ни гроша. Тогда работник попросил дать ему плоды вместо денег, но и на этот раз хозяин ответил, что и плодов у него нет. Работник попросил землю или скот, но и на это хозяин покачал головой.

— Неужели у тебя нет даже одеял и подушек, чтобы заплатить мне? — спросил работник.

— Нет, — ответил хозяин, и они расстались.

Взял еврей свою котомку и пошел домой расстроенный и грустный.

По окончании праздников хозяин нагрузил ослов всякими пряностями, едой, питьем и направился в дом своего работника. Они встретились и устроили большую трапезу, после которой хозяин полностью расплатился со своим работником.

— Что ты подумал, когда я сказал, что у меня нет ни гроша, и в чем заподозрил меня? — спросил хозяин.

— Я подумал, что тебе предложили товар по сниженной цене, и ты закупил его на все свои деньги.

— А что ты подумал, когда я отказался заплатить тебе плодами?

— Я подумал, что у тебя нет плодов, от которых отделили десятину[1].

— А что ты подумал, когда я отказался заплатить тебе скотом?

— Я подумал, что весь твой скот был сдан в аренду, и им временно пользуются другие.

— А что ты подумал, когда я отказался дать тебе землю?

— Я подумал, что и твои земли сейчас арендуются другими.

— А что ты подумал, когда я отказался заплатить тебе вещами?

— Я подумал, что ты посвятил все свое имущество Храму.

— Клянусь тебе, все было именно так! — сказал хозяин. — Я дал недер (зарок, обет), что все свое имущество я посвящу Храму ради своего сына, который не занимался Торой, как следует. Но потом, когда я пришел к своим друзьям, они успокоили меня и отменили мой недер, и тогда все вновь вернулось ко мне.

Закончив рассказ, хозяин благословил своего работника:

— Ты судил обо мне с лучшей стороны, пусть же и о тебе никогда не думают плохого!

В книге «Шеильтот»[2] рава Ахая Гаона рассказывается, что этим работником был будущий раби Акива (до того, как посвятил свою жизнь Торе), а хозяином — великий рав Элиэзер бен Оркенос.

Представьте себе человека, который уходит из дома, оставляет жену и детей, отправляется за тридевять земель, нанимается на работу на очень длительный срок, а потом ему говорят возвращаться домой с пустыми руками. Ему стыдно и больно возвращаться в тех же протертых сандалиях и с той же котомкой за плечами. Не забывайте, что все произошло перед Йом-кипуром (Днем Искупления)[3], когда хозяин обязан был приложить самые большие усилия, чтобы расплатиться со всеми, кого нанимал. Хозяину нужно было подумать и о том, какой праздник ожидает семью этого работника. Но наш герой не занимался поиском слабостей своего работодателя. Он принял его слова за чистую правду. Обратите внимание также на то, когда хозяин расплатился с ним. Деньги были выданы только после трапезы, а ведь все время, что они сидели за столом, работник мог не раз возмутиться и потребовать плату за свой честный труд.

Так Акива (в то время — еще простой пастух) удостоился благословения большого мудреца, которого называли «Великий Раби Элиэзер». Как известно, впоследствии раби Акива посвятил свою жизнь изучению Торы и стал одним из величайших руководителей еврейского народа.



[1] Плодами, от которых еще не отделили десятину, по закону Торы, нельзя пользоваться.

[2] Считается первой еврейской книгой, увидевшей свет после Талмуда. Составлена как обсуждение недельных глав Торы в форме вопросов и ответов на тему алахи.

[3] Известно, что если человек провинился перед Богом, Йом Кипур может искупить его грех, однако если он виноват перед человеком — обидел кого-либо или задержал долг — Йом Кипур не поможет, пока тот человек не будет умиротворен.


Месяц адар

Два адара

Адар — последний, двенадцатый из месяцев года, если отсчитывать их, как требует еврейский закон, от весеннего месяца Нисан. Именно Адар и назван двенадцатым месяцем в Танахе (Диврей а-ямим I, 27; Мегилат Эстер, 9). Несмотря на то, что в високосные годы к двенадцати месяцам добавляется еще один, второй, дополнительный месяц Адар, который фактически становится тринадцатым по счету месяцем в году, порядковый номер месяца от этого не меняется — второй Адар также следует называть двенадцатым месяцем года. Указание об этом мы находим в Мегилат Эстер, где сказано: «И в двенадцатом месяце, месяце Адаре…» Дело в том, что, согласно еврейской традиции, тот год, когда Гаман решил уничтожить еврейский народ, был високосным, и чудесное спасение наступило во втором по счету Адаре, который, тем не менее, был назван двенадцатым месяцем.

Новомесячье Адара празднуется два дня, поскольку предшествующий ему месяц Шват всегда продолжается 30 дней. Тридцатый день Швата является первым днем Рош Ходеш месяца Адар. Новомесячье второго, дополнительного Адара тоже продолжается два дня, поскольку в таком случае первый Адар состоит из 30 дней, последний из которых становится первым днем Рош Ходеш второго Адара.

Однако в обычном, не високосном году месяц Адар неполный — он состоит из 29 дней. Таким образом, мы познакомились с правилом, гласящим: первый Адар (за которым следует второй) — всегда состоит из 30 дней, а Адар, непосредственно предшествующий месяцу Нисану, всегда состоит из 29 дней. Ведь мы уже знаем, что новомесячье месяца, следующего за полным месяцем, всегда празднуется два дня, а за неполным месяцем — один день.

Посмотреть полностью

Получайте этот листок на имейл ежедневно!