Темы: Цдака, Маасер, Богобоязненность, Рав Меир Мучник, Самосовершенствование, Любовь к Б-гу
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто делать, если при выполнении закона маасера и цдаки я чувствую за собой некие корыстные помыслы, так как в талмудическом трактате «Таанит» указано, что отделение маасера позволяет разбогатеть? Д.
Здравствуйте, Д.!
В другом талмудическом трактате, Бава Батра (10 б), сказано: если еврей дает цдаку «ради того, чтобы жили его сыновья или чтобы удостоиться доли в будущем мира, он полноценный праведник». Талмуд поясняет: даже если его желание не сбудется, он в глубине души дает цдаку от чистого сердца и не жалеет об этом. Так что, прежде всего, не волнуйтесь, Ваша благотворительность в любом случае — дело праведное.
Но можно сказать и больше. Конечно, чем благороднее помыслы, тем лучше. Но зачастую изначально они не только не идеальны, но и не могут быть идеальны. Чистые помыслы, без всякой корысти — это очень высокий уровень праведности, и такими праведниками обычно не рождаются, а становятся. Но как стать таким, если изначально находишься ниже?
Ответ — в еще одном известном изречении мудрецов: человек в любом случае должен изучать Тору, даже если его помыслы не совсем чисты (ше-ло ли-шма), ибо так он придет к изучению с чистыми помыслами (ли-шма). Изучать Тору тоже важно от чистого сердца, т.е. когда человека интересует сама Тора, а не статус, который дает ученость; «по любви», а не «по расчету». Но чистая любовь и заинтересованность не всегда существуют изначально. Тем не менее, надо приступать к изучению в любом случае, ибо любовь и увлечение приходят в самом процессе.
И здесь тоже мудрецы поясняют: изучение Торы с недостаточно искренними помыслами не только «терпимо», но часто является единственным путем, по которому рекомендуется идти. Ибо идеальная увлеченность и искренность в изучении Торы, без всяких помыслов о статусе, — очень высокий уровень, и такими чаще не рождаются, а становятся. Как? Начиная на более низком уровне и увлекаясь и обретая бескорыстие в процессе.
И идеально искренняя благотворительность — весьма высокий уровень праведности, и зачастую единственным путем к нему является благотворительность на том уровне, который достигнут на сегодняшний день. Делаем людям добро в любом случае, и тогда в процессе этого начинаем больше их любить и давать просто потому, что сама благотворительность доставляет удовольствие.
Более того, если мы станем ждать идеального уровня, то кто знает, когда именно он будет достигнут и сколько придется ждать? Даже если он будет достигнут, это может занять много времени. Да и полного идеала достичь почти невозможно. К тому же, чем человек праведнее, тем он требовательнее к себе и тем больше изъянов видит даже там, где со стороны все выглядит идеально. Таким образом, сам человек вряд ли когда-либо почувствует, что достиг цели. И что же, все это время он не будет заниматься благотворительностью? Так он упустит массу возможностей исполнить заповедь, да и качество ее исполнения так не улучшится и останется еще более далеким от идеала. Так что, наоборот, надо не терять времени и исполнять заповедь на том уровне, который достигнут сейчас. Это всегда лучше, чем ничего, и только так и можно когда-либо приблизиться к идеалу.
Опять же, как сказано об изучения Торы (Авот 2:4): «Не говори: когда освобожусь [от забот], буду учиться. Ведь, может быть, никогда не освободишься!» Так и здесь можно сказать: «Не говори: когда достигну идеальной искренности, займусь благотворительностью». Кто знает, когда мы этого достигнем, а цдаку давать надо. Так что давайте цдаку на том уровне, что есть, и, с Б-жьей помощью, достигнете самого высокого уровня.
С уважением, Меир Мучник
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
1-я заповедь — повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее.
Рав Реувен Куклин
Меня этому никто никогда не учил?..
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Йеуда-Лейб Аврех
Когда можно «проверять» Всевышнего?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Бенцион Зильбер
А от другой прбыли?
Хана Лернер
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ