Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В главе «Ноах» сказано: «И вспомнил Б-г…» Как Он вспомнил, если Он и так знал?

Темы: Провидение, Ноах, Потоп, Рав Меир Мучник, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом. У меня к Вам такой вопрос. В главе Ноах есть стих (8, 1), который начинается со слов «И вспомнил Б-г». Как Б-г вспомнил, если Он и так знал, как понимать эти слова? Заранее спасибо за ответ. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы задаете хороший вопрос. Действительно, как может Б-г о чем-то «вспомнить», если Он никогда ни о чем не забывает и всегда знает обо всем?

«Знание» может быть разным. Можно знать о человеке, а можно знать человека. Первое — знать о том, что такой существует, но не быть с ним лично знакомым, не иметь личных отношений. Второе — быть с ним в каких-то отношениях, знать лично. И когда мы говорим о том, что Б-г «знает» или «вспоминает», имеем в виду именно второе.

Б-г никогда не забывает о человеке. Но Он может действовать так, будто Он больше его не знает — не близок к нему и не помогает ему решать проблемы — это его проблемы, а не Б-га.

Именно такое чувство могло возникнуть у Ноаха. Да, Б-г велел ему построить ковчег, великим чудом дал вместиться туда паре каждого вида животных и, тоже великим чудом, дал ковчегу не утонуть в бурных водах Потопа. Тем не менее, «пассажиры» ковчега вполне могли чувствовать, что находятся во власти разбушевавшейся стихии, уничтожившей весь знакомый им мир, и что Б-г их «бросил». Что Он действует так, будто их не знает.

Но затем Б-г успокоил воды Потопа и дал Ноаху и всем, кто был с ним, чувство, что Он вновь о них заботится и занимается их проблемами, — как Тот, Кто их знает. Это и означает «вспомнил».

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Тора с комментарием Раши, книга Берешит, глава Ноах

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Потоп — продолжение. С самого начала 4

Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»

Как можно изменить судьбу?

Рав Эльяким Залкинд

Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ