Темы: Свобода выбора, Душа, Каббала, Рав Эльяким Залкинд, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСогласно еврейскому мировоззрению человек может достичь близости к Творцу в этом мире благодаря своей свободе выбора. Но ведь это не означает, что, покинув этот мир, душа лишается свободы выбора? Ведь Адам сделал свой выбор до того, как оказался в этом мире. Помогите разобраться, ограничена ли душа в свободе выбора? Спасибо, Ю.
Уважаемый Ю.,
Есть две разных «системы», которые могут называться «этот мир». Первая — наш нижний материальный мир, собственно, вся вселенная, всё, что описывается нашими понятиями пространства и материи. Иногда, более узко и конкретно, «этим миром» называется место пребывания человека, земля — в отличие от более «высоких» и духовных миров. Так, земля является нижней частью мира «асия», более высокая часть которого — «сферы», «своды» планет и светил и более высокие, духовные своды, и другие силы, проводящие воздействия в нижний мир, и часть ангелов. Выше — другой мир, где пребывает большинство ангелов и другие высокие силы (называемый также мир «йецира»). Затем — мир, главным образом, корней душ людей (мир «брия»)…
Однако все эти миры существуют в одном общем времени, и все они предназначены сейчас для «работы» человека и, вместе с ним, всего Творения. Все они называются «этим миром» во втором смысле. Они называются миром «этим» в отличие от мира будущего, грядущего, который наступит (собственно, раскроется для нас) по окончании шести тысяч лет существования «этого мира». Тогда все сотворенные миры поднимутся на более высокую духовную ступень, а нижний материальный мир распадется на свои исходные стихии. И именно «этот мир» во втором смысле — место работы. А мир будущий — место награды, место, где уже не будет выбора, как в этом мире. Но зато будет продвижение от ступени к ступени, продвижение, которое определено усилиями и трудами, совершенными человеком (добавим: во всех его воплощениях, которые он прошел за эти шесть тысяч лет) в этом мире.
И теперь станет понятно, что Адам, хотя он находился после сотворения не в «этом» материальном мире, а в мире намного более высоком — в верхней части мира «брия» и еще выше, — находился в «этом мире» во втором смысле выражения. В мире «работы», в начале тех самых шести тысяч лет Творения (которые, правда, могли бы оказаться только шестью днями, если бы не его нарушение). И по окончании этого срока все сотворенные миры войдут в седьмое, субботнее тысячелетие, когда для Адама и всех душ, произошедших из него, раскроется мир грядущий.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Берл Набутовский
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечают на вопросы: в чем секрет успеха Мордехая и Эстер? Ведь неслучайно руководителями еврейского народа, сумевшими предотвратить его уничтожение, были именно они? Чему я могу у них научиться как руководитель?