Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«О каждой вещи, которую собираешься сказать человеку, надо хорошо поразмыслить: можно говорить или нет? Не вызовет ли это ссоры? Будет ли понято?»Рав Ицхак Зильбер

Чем молитва на могилах праведников отличается от поклонения «святым мощам»?

Темы: Христианство, Идолопоклонство, Молитва, Рав Яков Шуб, Заслуги, Могилы праведников

Отложить Отложено

Знаю, что в последнее время стало довольно популярно посещать и молиться на могилах праведников, возьмем хотя бы ежегодное паломничество в Умань или на могилу Раби Шимона в Лаг ба-Омер. Но хотелось бы узнать, как обосновывается такое поведение, чем это отличается, например, от поклонения мощам «святых», которое есть, допустим, в христианстве? Спасибо. Реувен

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Реувен,

Спасибо, что обратились к нам. Ваш вопрос вполне правомерный и требует достаточно подробного ответа. Давайте поэтому сделаем небольшое вступление.

Обычай молиться на могилах праведников неоднократно упоминается в Талмуде, мидрашах, а также в каббалистических источниках. Давайте приведем некоторые из них:

— Талмуд (Сота 34 б) упоминает о том, что Калев отправился в Хеврон молиться на могилах наших праотцов для того, чтобы уберечься от участия в «заговоре разведчиков», которые были посланы для исследования Земли Израиля. Как известно, это помогло ему, ведь в результате только двое — Калев и Йеошуа (которого благословил Моше Рабейну) смогли устоять в этом испытании.

— Талмуд (Таанит 16а) говорит, что во время засухи отправляются на кладбище. Посещение кладбища преследует две цели:

а) побудить общество к раскаянию, ведь в противном случае все живущие присоединятся к лежащим в могилах;

б) попросить лежащих в могиле молиться о страдающих живых и просить для них милости.

— Мидраш приводит спор между Яаковом Авину и его сыном Йосефом о месте захоронения праматери Рахели. Из объяснения Яакова видно, что повеление о захоронении Рахели по дороге в Бейт-Лехем исходило от Самого Всевышнего. Это захоронение должно было стать особенным местом для молитвы.

Книга Зоар говорит о том, что вдова пророка Овадьи молилась на его могиле, чтобы он заступился за своих детей-сирот. В ответ на молитву она получила указание обратиться к пророку Элише.

Таким образом, мы видим, что молитва на могилах праведников — это не «нововведение», а устоявшийся в еврейском народе обычай. Кроме того, об обычае посещения кладбища и молитвы там неоднократно говорится в Шулхан Арухе и у Рамо.

В этом контексте правомерен Ваш вопрос. Почему, например, молитва на могиле праведников не является отступлением от одной из тринадцати основ веры, которые сформулированы Рамбамом: «Безоговорочно верю в то, что молиться можно только Всевышнему, благословенно его Имя, и нельзя молиться никому другому». Или, например, нарушением запрета обращения к мертвым, который приводится в Торе (Дварим 18:11).

Для разрешения возникшего, на первый взгляд, противоречия можно найти три основных пути:

1. Специфика молитвы на могилах праведников в том, что это место обладает особой святостью, поскольку там покоятся праведные люди. Т.е. благодаря их заслугам это место приобретает особую чистоту и святость, соответственно, оттуда молитва принимается легче. Этот объяснение можно встретить у ученика Маарама из Ротенбурга, рава Хаима Палтиэля, оно встречается также у Рана и Маариля и приводится в Мишна Бруре (581:27).

Еще одной особенностью этих мест является то, что свою святость они получают и от множества молитв, которые люди произносят здесь. Даже если, скажем, существуют определенные сомнения в том, действительно ли это могила того или иного праведника, сам факт, что люди приходят туда, изливают душу и молятся со слезами, придает этому месту особую святость, и молитва оттуда принимается легче.

Иными словами, в соответствии с этим принципом, безусловно, в молитве мы обращаемся только к Всевышнему и ни коем случае не к самому праведнику, просто это место обладает особой святостью и у молитвы оттуда «больше шансов».

2. Второй путь в большой мере подобен первому: в молитве мы обращаемся только к Всевышнему, но мы также можем просить Всевышнего, чтобы молитва была принята ради заслуг праведников, покоящихся здесь (Маариль, Хаей Адам, Мишна Брура 581:27). У праведников — особые заслуги перед Всевышним, и мы просим на их могилах, чтобы наша молитва была принята ради их заслуг.

3. Третий путь: мы можем обращаться в молитве к праведникам, но только для того, чтобы они помогли нашей молитве подняться к Всевышнему и были нашими заступниками (мелицей йошер) перед ним (Респонс Маарам Шик, Минхат Элиэзер, Минхат Ицхак 8:53). Иными словами, «конечный адрес» — это, безусловно, Сам Всевышний, и только Он может либо принять, либо отвергнуть нашу молитву. Но мы можем просить у праведников, чтобы они были нашими «посредниками» и заступниками перед Всевышним.

«Общий знаменатель» здесь: молитва обращена к Всевышнему, и ни к коем случае не следует думать, что можно молиться самим праведникам, чтобы они ответили на наши молитвы и выполнили наши просьбы и желания. Каждый может поступать в соответствии с обычаями своей общины, но, как мы видим, наш основной галахический авторитет — Мишна Брура — отдает предпочтение именно второму подходу.

Известно также, что особую силу имеет молитва на могиле праведника в устах человека, который усердно изучает труды покойного, «его Тору». Благодаря этому между ними возникает особая духовная связь, потому молитва принимается легче. Именно поэтому есть обычай вспоминать слова Торы, сказанные праведником, когда мы приходим на его могилу. Талмуд (Бава Меция 85 б) сообщает, что один из амораим пришел на могилу Раби Хии и упомянул в молитве, что он изучает Тору раби Хии. И излечился — благодаря этой заслуге.

Отсюда видно, что посещение могил праведников — это не просто экскурсия, а своего рода духовная работа. Поэтому вызывает недоумение, что иногда, к сожалению, это превращается в обыденную увеселительную поездку, а часто даже может граничить с осквернением Имени Всевышнего.

В заключение приведем следующий рассказ. Однажды Хазон Иша, который, как известно, долгое время прожил в Вильно, спросили, ходил ли он тогда молиться на могиле Виленского Гаона, похороненного там. Хазон Иш ответил отрицательно и добавил, что он не видит в этом необходимости: ведь он встречается с Гаоном, изучая его комментарий к Шулхан Аруху, «Биур а-Гро».

И хотя на нашем уровне мы часто чувствуем необходимость посетить могилы праведников и излить там душу перед Всевышним, стоит заранее продумать, как правильно организовать свою поездку, чтобы она помогла дальнейшему духовному росту.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше