Темы: Килаим, Запреты, Тора и наука, Кашрут, Рав Яков Шуб, Растения
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, являются ли плоды, полученные в результате генной модификации (ГМО), запрещенными? Ведь общеизвестно, что генная инженерия шагнула далеко вперед и многие плоды, поступающие на рынок, были модифицированы на генном уровне. Влияет ли это на их кошерный статус?
Большое спасибо за интересный вопрос. Существует ряд особых законов, связанных с выращиванием растений в Эрец-Исраэль — из-за её особой святости. К ним относится, например, заповедь отделять десятину от урожая (трумот и маасрот), запрет орла и запрет килаим, см. ниже.
Поэтому в Эрец-Исраэль запрещено выращивать вместе, скрещивать и смешивать два и более видов зерновых, бобовых или овощей, как сказано в Торе (Ваикра 19:19): «…поле твое не засевай килаим (двумя родами семян)». Эти законы подробно разбираются у Рамбама в «Законах о килаим» и в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 297).
Сефер а-Хинух (заповедь 244) определяет причину заперта килаим следующим образом: «Творец мира придал Своим творениям определённые свойства, смешение которых в ряде случаев нежелательно, а иногда даже пагубно».
Как было сказано выше, Тора запрещает смешивание различных видов растений. В Мишне приводится целый список конкретных действий, на которые распространяется данный запрет.
Одно из таких запрещенных действий — прививать ветку растения одного вида к растению другого вида. На концептуальном уровне это подобно процессу смешения генов различных растений.
Тем не менее, Рав Исраэль Бельский, один из ведущих американских раввинов, который долгие годы выносил галахические решения для департамента кашрута OU, постановил, что генетически модифицированные фрукты и овощи являются кошерными. Он пояснил, что запрет килаим относится только к описанным конкретным действиям, которые запрещены Торой или мудрецами. На другие формы смешения видов, в том числе и модифицирование на уровне генов, данный запрет не распространяется. По той же причине, например, не запрещено сажать плодовое дерево одного вида рядом с деревом другого вида, даже если при этом без сомнения будет происходить перекрестное опыление.
Рамбан (комментарий к Берешит 1:11) объясняет, что причина запрета килаим следующая: смешение различных видов нарушает прямое повеление Всевышнего растениям: порождать виды, подобные себе — «по роду своему» — «лэ-мино» (Берешит 1, 11). И, на первый взгляд, можно было бы предположить, что это исключает любое смешение, независимо от того, какое именно действие привело к нему. Тем не менее, как было сказано выше, фактический запрет нарушается, только если смешение достигается одним из конкретных способов, указанных Торой или мудрецами.
Кроме того, за исключением килэй а-керем (посадки разных видов злаков, бобовых и овощей в винограднике), даже если растения были выращены в результате действия, на которое распространяется запрет килаим, они все равно разрешены в пищу.
С уважением, Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
С наступлением Адара преумножают веселье
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Яков Шуб
А на двух в одном контейнере?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Глава из книги «Сефер атодаа»
Рав Замир Коэн
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ту би-Шват – это день, прославляющий Страну Израиля.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ