Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Ничто и никто здесь, на земле, не испугает меня: ни ангел, ни даже ангел страха. Но жалобы нищего заставляют меня содрогнуться»Раби Хуне из Колошиц

У подруги муж умер в месяце адар в обычный год. Когда годовщина — в первом или втором адаре?

Темы: Еврейский календарь, Адар, Траур, Йорцайт, Рав Мендель Агранович

Отложить Отложено

Уважаемые раввины! У моей подруги умер муж, не дай Б-г никому. Это произошло 18 адара в обычный год. Когда годовщина смерти в этом году, в первом или втором адаре? С уважением, Ривка С., Бат-Ям, Израиль

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемая Ривка,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Это актуально не только для Вашей подруги, но и для многих людей, посещающих наш сайт. Поэтому мы решили опубликовать ответ.

Ответ зависит от происхождения Вашей подруги и её мужа, пусть будет благословенна память о нем.

Отвечаем, основываясь на постановлении Шулхан Аруха, Орах Хаим 568, 7 и Мишны Бруры там же.

По мнению раби Йосефа Каро составителя кодекса Шулхан Арух («Накрытый стол»):

Если они выходцы из восточных общин, сефардские евреи (среди русскоязычных общин это горские, бухарские, грузинские — в большой степени), годовщину нужно делать в втором адаре.

По мнению Рамо автора комментария Мапа («Скатерть» — комментарий к Шулхан Аруху в соответствии с традициями евреев Восточной Европы, Франции, Германии):

Если же они ашкеназы (из России, Украины, Белоруссии, Польши, Молдавии, Румынии, Германии, Чехии, Словакии), тогда

  1. Изначально нужно делать годовщину в оба адара — и в первый и во второй.
  2. Когда такой возможности нет, если она уже это делала раньше, нужно поступать так, как раньше. Ведь само действие является обетом перед Б-гом: раз сделали, нужно продолжать.
  3. Если же это первый Йорцайт (годовщина смерти) и нет возможности устроить его дважды, принято делать его в первый адар.
  4. Если человек умер в год, когда было два адара, по всем мнениям нужно устраивать Йорцайт в то число, когда он умер, соответственно, в первый или второй адар.

Теперь позвольте добавить.

Что всё только о грустном… А что сказать радостного? Если ребенок родился в адаре, когда он должен праздновать бар-мицву, может быть кантором, накладывать тфиллин, когда становится «взрослым», совершеннолетним в том, что относится к заповедям?

По мнению автора Шулхан Аруха, все точно так же: если ребенок родился в адаре, его бар-мицва — во втором адаре. Но мнение Рамо в этом случае почему-то отличается от его же мнения о годовщине смерти.

В той книге, где речь идет о бар-мицве (55, 10), а не о годовщине смерти, он пишет, что бар-мицвой мальчик становится во втором адаре.

Мишна Брура объясняет, что настоящий адар — это второй. Первый же — лишь месяц «для коррекции», призванный привести в соответствие даты лунного и солнечного календарей.

(Кстати, вкратце об этом. По Луне нет понятия «год», а по Солнцу нет понятия «месяц». Тора же повелела нам освящать месяцы по Луне. Но если месяцы будут только лунными, 12 месяцев не составят солнечный год. Получится не 365 дней, а примерно 354-355. То есть лунный год короче солнечного. А Тора повелела, чтобы Песах был именно весной, т.е. месяц нисан должен быть весенним. Поэтому необходимо приходить к какому-то «компромиссу» между лунным и солнечным календарем.

Раз в три года лунный год «отстает» от солнечного на целый месяц, поэтому, чтобы Песах и нисан пришлись на весну, добавляют еще один адар. Это очень схематичное объяснение, просто, чтобы представить, еврейский календарь требует отдельной большой статьи).

Но неясно, почему же, когда речь идет о бар-мицве, Рамо согласен с раби Йосефом Каро, а когда речь идет о Йорцайте, он полагает, что лучше устрожить закон и сделать Йорцайт дважды?

Да и, в принципе, в чем разногласие между Рамо и раби Йосефом Каро?

Почему они расходятся во мнениях?

Вопрос в том, какой именно адар является обычным адаром — тот, который после швата, или тот, который перед нисаном?

Полного соответствия нет, ведь каждый раз в месяц адар Земля находится в иной точке относительно Солнца. Поэтому в Талмуде (Мегила 6 б) мудрецы говорят: основной адар — тот, который перед нисаном, так как избавление Пурима лучше приблизить к избавлению Песаха. Но, согласно другому мнению, лучше прочитать Мегилу раньше, в первый адар.

Можно долго приводить доказательства в пользу каждого из этих мнений, но боюсь сильно утяжелить статью. Поэтому скажем проще. Из сказанного в трактате Недарим следует, что, если по умолчанию, основной адар — это второй. А также из трактата Мегила ясно, что галаха (закон) — читать Мегилу во второй адар.

То есть по букве закона адар — это второй адар, первый лишь «коррекция».

Поэтому по букве закона все согласны с Шулхан Арухом: и бар-мицва, и Йорцайт — во втором адаре.

Мнение, приведенное Рамо, иное: основной адар — первый. По вопросу Йорцайта Рамо привел мнение одного из столпов Галахи ашкеназского еврейства. На его основе и сложился обычай, принятый в ашкеназских общинах. И, хотя по всем критериям из источников следует, что второй адар является настоящим, а первый можно было бы назвать и вторым шватом, в этом вопросе минхаг (обычай) сильнее галахи (закона).

Это может удивить, но обычаи складывались веками и поэтому имеют огромное значение.

Они сложились на глазах великих раввинов, а потому всегда требуют внимательного отношения и изучения, даже если не всегда понятны. Это один из таких случаев.

Поэтому бар-мицва празднуется во втором адаре, так сказано у Рамо (55:10), а Йорцайт делают в первом, если невозможно в оба.

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше