Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли в иудаизме объяснение явлению дежавю?

Темы: Душа, Пророчество, Переселение душ, Психология, Рав Мендель Агранович

Отложить Отложено

Есть ли в иудаизме объяснение явлению дежавю? Я.

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемый Я.!

Дежавю — явление, когда человеку кажется, что он уже был в этой ситуации, проживал ее в пространстве и времени, хотя знает, что все это впервые.

Насколько мне известно, какого-либо объяснения этого явления в Традиции не существует.

Попробуем предложить несколько версий, подчеркнем, что это лишь версии.

1. Используем понятие гилгуль нэшамотреинкарнация. Человек (его душа) в прошлом воплощении действительно был в этом состоянии, месте, ситуации, а потому «вспоминает», несмотря на все происшедшие трансформации (смерть, новое рождение, рост, взросление и т.д.).

2. Во сне душа поднимается и получает информацию вне рамок этого мира, а потому наяву человеку (душе) кажется, что он уже пережил это состояние, и это действительно так — только вне пространства этого мира.

3. Есть высказывание Талмуда (Мегила 3а): «Хотя сам человек не видит, его МАЗАЛЬ видит». Слово мазаль в иудаизме обозначает чрезвычайно широкий круг понятий — это и удача, и судьба, и карма, и предназначение, а в данном случае — это, скорее, «духовный корень» человека, душа, духовный покровитель, ангел, его охраняющий, имеющий над ним власть (Раши, там же). Речь здесь идет о структуре души. Душа имеет пять уровней, её корень находится очень высоко, вне рамок времени и пространства этого мира, а информация поступает ей из Источника напрямую. А в этом мире — отражение той информации, которую она получает Наверху. Это уже не связано со сном, даже наяву люди чувствуют приближение смерти, не дай Б-г, так как корень их души знает и чувствует, что скоро она покинет этот мир. Также иногда бывает беспричинное ощущение тревоги, страха — это тоже из этой серии. Иногда это называют интуицией, я не уверен, что эти понятия тождественны. Иногда человек выходит на шидух и чувствует — моё, это положительное проявление того же самого.

4. Может быть, это явление — вид психического отклонения, и тогда высказывание Талмуда, что в наше время пророчество остается только у детей и сумасшедших, — о нем. В этом случае дежавю — форма, в которой выражается такое микро-пророчество.

Еще раз подчеркнем, что это — не более чем версии. Им требуется, как любым версиям, подтверждение.

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ