Темы: Воспитание детей, Злословие, Хафец Хаим, Уважение, Школа, Рав Лейб Нахман Злотник, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины! Я уже достаточно долго преподаю в одном учебном заведении. Есть несколько часто встречающихся вопросов, связанных с запретами позорить ближнего и говорить о нём дурно. Ситуации всегда несколько варьируются, но принцип общий:
1) Можно ли сделать замечание ученику (ученице) при всём классе?
2) Можно ли обсуждать на педсовете с другими преподавателями положительные и отрицательные стороны воспитанников?
3) Можно ли сообщить о плохом поведении или успеваемости ученика дирекции учебного заведения или родителям?
4) Можно ли передать негативную информацию другим педагогам, у которых этот воспитанник будет учиться в следующем году? Т.
Здравствуйте!
Начнём с того, что, чтобы не нарушать запрет злословия и сплетен, любому человеку, а тем более такому, чья работа связана с постоянным общением, следует досконально изучить книгу Хофец Хаим.
Вопросы, которые Вы затрагиваете — это вопросы жизни и смерти, т.к. опозорить человека вообще, а тем более — в присутствии других людей равносильно убийству. Чтобы ответить на Ваши вопросы, позвольте мне привести рекомендации великих мудрецов Торы нашего поколения.
Сделать замечание воспитаннику в присутствии всего класса разрешено, только если это необходимо для пользы всего класса и при условии, что этой пользы невозможно добиться другим способом, то есть, не позоря человека прилюдно. Если можно предположить, что ученик воспримет такую критику особо болезненно, запрещено его критиковать при других. Эти же правила верны и тогда, когда нужно проэкзаменовать ученика в присутствии других людей (Шевет а-Леви 10, 162; Бикеш Шалом 1, с. 31, от имени рава Х. Каневского).
Передать негативную информацию об ученике тем, кто сможет эффективно помочь ему и его окружению — учителю, директору или родителям, — разрешено. (Шевет а-Леви, там же, Бикеш Шалом, там же, с. 110, от имени рава Х. Каневского).
Рассказать о воспитанниках новому преподавателю, по мнению рава Х. Каневского (там же, страница 32), очень важно, и разрешено это делать. По мнению рава Ш. Махфуда (Кав ве-Наки за 5773 год) разрешено передавать информацию о состоянии здоровья, объективные факты о семье воспитанника. А о его плохом поведении рассказывать чаще всего запрещено, так как это может вызвать предвзятое отношение к ученику. Рав М. Кляйн (Бикеш Шалом, там же, с. 25) считает, что о дурных качествах следует сообщать будущим преподавателям, так как это необходимо для пользы всего класса.
Рав Хаим Каневский (Бикеш Шалом, там же, с. 109) считает, что преподавателю разрешено расспросить одного ученика о поступках другого, если иначе невозможно достичь пользы, а ученику, в свою очередь, разрешено рассказать. Обсуждение учеников на педсовете разрешено, так как это приносит пользу, но всё, что не принесёт пользы даже в будущем, запрещено упоминать (Бикеш Шалом, там же, с. 27, от имени рава Й.-Ш. Эльяшива, и с. 109 от имени рава Х. Каневского).
С пожеланием удачи в Вашей святой работе, с уважением, Лейб-Нахман Злотник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Злата Грайбер
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха
Рав Лейб-Нахман Злотник
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Педагог должен добиться того, чтобы в классе не было ребенка, который боялся быть осмеянным одноклассниками. Успеваемость у всех детей разная, но у каждого есть свои, уникальные достоинства. Мудрецы Талмуда настаивали на том, что следует воспитывать ребенка, сообразуясь с его природными данными.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ