Темы: Мудрецы, Мудрость, Талмуд, Мендель Агранович
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ прошлом в одном из ответов Вы писали, что совет мудрецов многого стоит, могли бы Вы показать, где наглядно это проявляется? С ув., Я.
Уважаемый Я.!
Поразительная вещь: действительно, отвечая недавно Александру из Лондона («Нужно ли хранить деньги в земле?»), мы использовали формулировку: совет мудрецов многого стоит. И буквально через несколько дней, изучая трактат Хулин в колеле, мы нашли иллюстрацию к этой фразе, а потому очень «в тему» Ваш вопрос.
Но прежде хотелось бы сказать, кого мы имеем в виду, говоря о мудрецах. Всякого ли человека, немного (или даже много) знакомого с Талмудом, можно отнести к этой категории?
Кто же это — мудрец Торы? Актуально это для всех поколений, или же речь идёт только о людях определенной эпохи, например, мудрецах Талмуда или Мишны, а может быть, о мужах Великого Собрания, установивших текст молитвы «Восемнадцать благословений»?
Тут следует ответить так: «Мудрец Торы — это всякий человек, мудрость которого — из Торы». Вы скажите тавтология? Отнюдь нет! Дело в том, что Тора — это не набор исследований гениальных людей, собранных в одну книгу или серию книг. Это мудрость Всевышнего, Творца этого мира. И поэтому, если есть отлаженная система передачи, мудрость, которую представляют мудрецы, — это мудрость самого Творца, а законы Торы — это мудрость Творца в каждой конкретной ситуации. Кто же удостаивается быть носителем этих знаний? Вот здесь основное условие! Для того чтобы быть проводником, надо быть как можно более чистым, не замутненным своими желаниями и стремлениями. То есть, можно знать Тору, но стать проводником, выражающим волю Творца в каждой конкретной ситуации, можно, только если ты не проводишь ничего, кроме той информации, которой обладаешь, и её беспристрастного анализа. А иначе это ИСКАЖЕНИЕ!
Так вот, мудрецы Талмуда получили Традицию по цепочке с горы Синай, записали её в Талмуде, а мы можем к ней приобщиться, понимая и стараясь понять её мудрость — до того уровня, на котором мы постигаем и принимаем Мудрость Творца, в ней заложенную…
Итак, трактат Хулин (105а) приводит мнение Шмуэля, который говорит следующее:
«Я в этой области по сравнению с отцом — как винный уксус по сравнению с вином. Ибо мой отец обходил своё владение дважды в день, а я — всего лишь раз в день».
Далее Талмуд пишет: «Это последовательная позиция Шмуэля, так как известно его высказывание, что всякий, кто обходит свои земли каждый день, находит монету сэла (примерно 17 грамм серебра)».
Раши объясняет: «Обходит означает: идет и осматривает земли свои, дабы видеть, что им требуется. Находит монету сэла — так как содержит их в порядке, исправляя то, что необходимо».
То есть, мы видим: Шмуэль считал, что любое имущество (ведь вряд ли он имел в виду именно землю) нуждается в «хозяйском» рачительном взгляде, чтобы служить и приносить прибыль владельцу по максимуму.
Далее Гемара описывает события, которые произошли с мудрецами, последовавшими совету Шмуэля, они как раз и представляют собой ответ на Ваш вопрос.
Абае обходил и осматривал свои земли каждый день. Однажды он встретил своего арендатора, который нёс то, что «плохо» лежало, а именно — вязанку дров.
Абае спросил его: «Это куда ты её несёшь?»
Арендатор: «К вам домой, конечно!»
Абае: «Опередили тебя мудрецы!»
Поясняет Раши: «Порекомендовав хозяину обходить свои земли каждый день, чтобы видеть, что ему следует сделать».
Рав Аси также обходил своё владение каждый день, следуя совету Шмуэля. Однажды он воскликнул: «Где же они, эти серебряные монеты сэла, обещанные господином Шмуэлем?!»
В один прекрасный день он заметил, что вода из оросительного канала вытекает через дыру в дамбе и грозит затопить его поле и смыть урожай целого года. Он заткнул дыру своим плащом и закричал, призывая людей на помощь. Его услышали, прибежали и восстановили русло канала, починили дамбу.
Так он нашел все «монеты», обещанные Шмуэлем.
Это истории из Талмуда в нашем пересказе и переводе.
Актуально и для нас, не правда ли?
С уважением, Мендель Агранович
Читайте также: тематический обзор Абае
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Мендель Агранович
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тот, кто дает или одалживает евреям деньги под проценты или является посредником, свидетелем или гарантом в подобных сделках, что во многих случаях является запретом Торы, кроме этого нарушает также запрет «Не ставь препятствия перед слепым».
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикинижии?
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»