Темы: Моше, Изучение Торы, Значение слов в Торе, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Чем отличается скала ЦУР, по которой ударил Моше, в книге Шмот от скалы СЭЛА, с которой надо было говорить, в книге Бемидбар? Спасибо. С ув., Виктор
Шалом, уважаемый Виктор!
Спасибо за интересный вопрос. Большинство комментаторов, чьи объяснения я просмотрел, не объясняют различие в названии, только отмечают, что эти слова имеют одинаковое значение: «скала». Однако знаток грамматики и этимологии Мальбим утверждал, что цур — это «твердыня», и такая скала должна была сама превратиться в воду, тогда как относительно мягкая сэла открывала уже имеющийся внутри источник. Разумеется, в любом случае природа этого источника была сверхъестественной, ибо он перемещался по пустыне вместе с еврейским народом.
Некоторые комментаторы замечают, что в книге Шемот сказано: ударишь ба-цур (можно перевести как «с помощью скалы», а не «по скале» — аль а-цур). Из чего делают вывод, что речь идет не о скале, по которой следует ударить, а о посохе, сделанном из сапфира, — «ударь посохом». А в книге Бемидбар, где требовалось не ударить по скале, а говорить с ней, сказано эль а-сэла.
А рабейну Бахья пишет: слово, которым названа скала в книге Шемот, — цур — содержит намек на то, что там было проявление Шхины (Б-жественного присутствия, Цур — «Твердыня», «Оплот», так иногда называют Творца), чего не было во время событий, описываемых в Бемидбар.
Альших видит в употреблении различных слов еще более сложный намек: в начале скитаний по пустыне еврейский народ был подобен юному ученику, а в конце путешествия — умудренному. Начинающие ученики обычно «твердолобы», неподатливы, и их приходится наказывать, на что «намекает» повеление ударить по скале, и скала называется цур — «твердая». Умудренному ученику достаточно слов, так как он уже смягчил свою душу годами учения. Поэтому к скале сэла достаточно обратиться с помощью слов.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Натан Агрес
Рав Натан Агрес
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ