Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как еврейский народ, только что ощущавший присутствие Всевышнего, мог так быстро создать тельца?

Темы: Золотой телец, Соблазн, Идолопоклонство, Храм, Праведник, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Добрый вечер. Мне хочется понять ответ на один вопрос, в двух его ситуациях.

1. Как еврейский народ, который буквально только что ощущал присутствие Господа, мог так быстро начать поклоняться золотому тельцу?

2. Греческая культура насчитывает больше 5 тысяч лет, и уже тогда они были язычниками. То есть это относительно не так далеко от сотворения… Как эти народы в такие короткие сроки могли так отойти от Бога? Ведь оба народа описываются как великие мыслители. Про еврейский народ пишется в Торе, но я не вижу именно этого ответа… А о греках вообще невозможно найти.

Прошу вас пролить мне больше света на этот вопрос. С уважением, Дима

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Дмитрий!

Спасибо за Ваш вопрос. Я в свое время тоже не понимал — как можно было, точно зная о существовании Творца, нарушить Его волю, сделав золотого тельца? Пока однажды… не посмотрел в зеркало и не подумал: а почему это у моих дверей до сих пор не выстроилась очередь желающих получить благословение? Наверное, потому что я еще не стал праведником, а это означает, что время от времени совершаю какие-то поступки или говорю какие-то слова, о которых, если подумать, станет ясно: Всевышний не хотел бы, чтобы я это делал. А почему? Соблазн — дурное начало — постоянно подкарауливает человека, и стоит ему расслабиться, как он уже в сетях или грубого соблазна, или каких-то сомнительных рассуждений, в результате которых можно разрешить то, чего на самом деле разрешить нельзя, и т.п. Разумеется, каждый человек стоит перед этим испытанием соответственно своему духовному уровню, и в пустыне, конечно, поначалу евреи и не думали создавать примитивного идола.

Прежде чем объяснить это, заметим еще одну интересную вещь. Известно, что золотые тельцы, которых поставил царь Йаровам, вначале были одобрены пророком Ахией — учителем пророка Элияу, и только гордыня Йаровама испортила все, превратив в конце концов весь проект в банальное идолопоклонство.

Впрочем, банальным оно тогда и не было — нам сегодня трудно представить, какой великий соблазн служить идолам испытывали люди в те времена, когда можно было человеческими чувствами воспринимать духовные силы, как связанные со святостью, так и некоторые другие. (Представьте себе, например, в наше время кому-то скажут — предположим, по какой-то причине так полагается по законам Всевышнего: выбрось свой айфон! Даже зная, что требование справедливо, человек будет испытывать существенные затруднения!) Это, кстати, еще одно соображение, помогающее лучше понять, «как можно было». Идолопоклонство (еще во времена внука Адама — Эноша), в принципе, начиналось не как отрицание Всевышнего, а, скорее, как «нежелание беспокоить Его по мелочам». Поэтому принялись обращаться к Его слугам. Проблема заключалась в том, что люди в своем воображении наделили этих слуг самостоятельной силой и вскоре перестали «беспокоить Всевышнего» вовсе.

Вернемся к золотым тельцам, которых с завидным упорством неоднократно создавали не последние люди в еврейском народе. Дело в том, что эти тельцы изначально были задуманы не как объект поклонения, а как воссоздание одного из образов, видимых пророкам, которые удостоились лицезреть систему управления миром, представленную им как четыре фигуры, одной из которых был бык. Соответственно, функция тельцов была — помочь некоему сосредоточению внимания народа для служения Творцу. Это было что-то вроде суррогатной замены Храму — именно с этой целью и сделал Йаровам тельцов (см. на сайте обзор недельной главы Микец, третий годовой цикл). Но это предприятие в обоих случаях было весьма опасным — не смешивая святое с будничным, попробуем провести аналогию. Это все равно что ставить «жучки» на центральной электростанции — одно неправильное соединение может стоить жизни… В обоих случаях проект, который имел право на существование, был безнадежно испорчен неверными намерениями, отчего и выродился в поклонение идолу. Кстати, заметим, что тельцом в пустыне в основном были увлечены сопровождающие еврейский народ лица из бывших египтян и их пленников, которые вышли с евреями и о которых Всевышний сказал Моше «твой народ» — «твой», а не «Мой», что означает: Моше взял их с собой без санкции Свыше.

Теперь, когда нам стало понятнее, как подобную ошибку могли совершить евреи, еще легче понять остальные народы. Наличие ума никак не мешает человеку направлять его в сторону от исполнения воли Всевышнего, а там — чем больше ума, тем дальше можно и отойти…

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ