Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что предпочесть? Самореализацию и гордыню? Или такой жизненный путь, чтобы гордиться было нечем?

Темы: Гордость, Скромность, Работа, Исправление качеств, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Уважаемые Равы! Долгое время меня мучает дилемма, чем руководствоваться при поиске работы. Я очень амбициозна и считаю это очень плохим качеством — гордыней, поэтому, наверное, чтобы исправить это свойство, мне надо пойти на любую работу, не считаясь с социальным статусом и престижем. Но, с другой стороны, я очень много училась, обладаю творческими способностями, знанием и опытом. Я задумываюсь о том, что раз Творец наделил меня способностями, я должна применить их на пользу Израиля, искать достойную работу в соответствии с образованием и навыками. Что важнее: применить свои таланты или принизить себя, чтобы бороться с гордыней? Т.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемая Т.,

В Торе, в главе «Ваякель»[1] о Бецалеле, мастере, который строил Мишкан, сказано: «И сказал Моше сынам Исраэля: Смотрите, Господь призвал… Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеуды». Раби Моше Файнштейн спрашивает: на что именно они должны были смотреть? Куда смотреть? Или, может быть, там раздался голос с Небес, который объявил о талантах Бецалеля и о том, что именно он должен строить Мишкан? Ответ — далее в тексте Торы[2]: «Исполнил его духом Б-жиим, мудростью, разумением, и ведением, и всяким умением». То есть, если у него есть способности — это знак, что ему предназначено реализовать их. И это — словно голос с Небес, объявляющий, что именно Бецалель избран для строительства Мишкана.

Известно также высказывание раби Исроэля из Саланта о талантах и способностях человека: на Небесах не дарят подарки, с Небес дают человеку инструменты, чтобы наполнить себя достойным содержанием.

Но и с другой стороны Вы правы, и об этом сказано в книге Пэле Йоэц[3]: следует человеку бежать от почета — как от огня!

Кажется, Ваш вопрос именно в этом: что предпочесть? Реализацию своих талантов, престижную работу, достойное социальное положение, но вместе с этим — неизбежную гордыню? Или такой жизненный путь, чтобы даже гордиться было нечем?

Продолжая тему бегства от почета, автор Пэле Йоэц пишет:

…и если его настигает это дурное качество — стремление к почету — пусть скажет себе так: Что я, и что моя жизнь? Ничтожная капля, прах и пепел, никчемный червь, сосуд, полный испражнений, стыда и позора! Ничего человек собой не представляет, и что мне даст уважение и почет еще от нескольких людей? И я, и они — суета сует, но вот если я в почете у Самого Всевышнего — зачем мне другая жизнь и почет перед людьми?..

…и должен человек быть по-настоящему скромным, и пусть всем сердцем верит, что на самом деле — он не достоин никакого почета в силу своей убогости, и незначительности, и малых духовных достижений, и в силу множества своих грехов. Ну, а если другие ошибаются в нем и почитают его, — пусть тем больше переживает из-за этого. Ведь, получая наслаждение от почета в этом мире, он отнимает часть от своих заслуг и вечного почета в Мире грядущем. И пусть его сердце замирает при мысли: если бы только знали мои соседи о моих грехах — держались бы от меня подальше!

И даже если ему кажется, что есть люди, худшие, чем он, и менее праведные — это не причина для того, чтобы возвеличиваться в своих глазах. Ведь Всевышний судит каждого человека в соответствии с его способностями, знаниями и возможностями. И, возможно, то, что от человека требуется в соответствии с данными ему способностями, он не делает (а его товарищ, о котором он думает, что тот менее праведен, — делает). И в таком случае в глазах Всевышнего — его товарищ почитаем и велик более, чем он сам. Так следует думать человеку, желающему избежать зла…

Как видите, правильный путь — действительно не гнаться за почетом и престижем. Но при этом — стараться реализовать все таланты и способности, данные нам Всевышним. Моше-рабейну, через которого Всевышний дал Тору народу Израиля, — знал о своей исключительной роли и своих способностях. Тем не менее, он не отказался быть тем, кем был. Но сама Тора о нем свидетельствует[4]: Моше — скромнее всех людей на земле…

С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


[1] Пятикнижие, книга Шемот, 35:30.

[2] Там же, стих 31.

[3] См. “פלא יועץ”, ערך “כבוד”

[4] Пятикнижие, книга Бемидбар, 12:3.

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ