Темы: Одежда, Благословения, Омовение рук, Зеев Гершензон, Стирка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, Ребе! У нас есть повеление Вс-вышнего «Освятитесь и будьте святы, ведь Я — Б-г ваш», это относят и к мытью рук, к личной гигиене. Ведь имеем же мы благословение «…Одаривший нас заповедями Своими и Повелевший нам совершать омовение рук». Вопрос заключается в следующем: существует ли что-то подобное в отношении личной гигиены или, скажем, в отношении мытья одежды? Например, я ежедневно протираю свой брезентовый рюкзак влажными салфетками или тряпочками, протираю по аналогии, а то и мою, ботинки и кожаную (кожзам, иск. мех) куртку. Есть ли благословения на протирку одежды и носимых вещей? А если нет, можно ли самому их составить, исходя из общей формы, упомянув как материалы, так и род употребления объекта, над которым будет произноситься благословение? Алексей
Здравствуйте, уважаемый Алексей,
Очень похвально, что Вы стараетесь, чтобы всё в Вашем поведении соответствовало Торе, даже обращение с одеждой.
При омовении рук, например, перед трапезой с хлебом, мы действительно произносим благословение, о котором Вы говорите. Наши мудрецы объясняют[1], что это необходимо, т.к. омовение рук — не только личная гигиена, но и выполнение особой заповеди, цель которой — достижение святости и духовной чистоты. Выполняя эту заповедь, человек «освящает» особую связь с пищей, которая возникает в процессе еды[2], и даже совершает служение, подобное служению коэнов в Храме[3].
Надо отметить: стих[4] Торы, который Вы привели, говорит именно о заповеди омовения рук перед трапезой и в конце трапезы (т.н. маим ахароним). Мудрецы Талмуда толкуют[5] слова Торы следующим образом: «Освятитесь — омовение рук перед трапезой, и будьте святы — омовение рук в конце трапезы». Как Вы видите, мудрецы связывают эти слова с определёнными действиями.
В Вавилонском Талмуде сказано[6]: каждый, кто ест хлеб, не омывая рук, — словно входит к женщине лёгкого поведения. Маараль из Праги в своей книге Нэтивот Олам выражает удивление: что здесь может быть общего? И отвечает: дело в том, что отношениям с такой женщиной «не хватает святости», т.к. она не была посвящена в жёны. При заключении брака женщина посвящается мужчине в жёны. Отношения же с женщиной лёгкого поведения — лишь телесные, без святости. И когда едят хлеб без омовения, это тоже не более чем телесное действие, без святости. Ведь именно про омовение рук сказано «Освятитесь…»[7]. Человеку следует есть хлеб в святости, не отдаваться полностью лишь желаниями тела. Подобно этому: отношения мужчины и женщины не должны быть только телесными, необходимо посвящение.
Тем не менее, можно привести и некоторые доказательства в пользу того, о чем Вы пишете.
В Вавилонском Талмуде[8] приводится барайта: «Следует человеку каждый день мыть лицо, руки и ноги, делая это ради славы Того, Кто его сотворил». Раши в комментарии к Талмуду объясняет: человек сотворен по образу Всевышнего, и, выполняя это, умножает Его славу.
Еще одно объяснение приводит Маарцах[9]. Он говорит: барайта — о том, что, совершая любое действие, человек может иметь в виду, что совершает его ради служения Творцу. Тогда вся его жизнь будет наполнена служением Творцу и святостью. Так и в данном случае. Когда человек посвящает время уходу за собой, ему следует иметь в виду: он делает это, чтобы его тело не было запущенным и больным. А было бы исправным «инструментом» служения.
Мидраш Рабба[10] приводит интересную историю. Как-то одного из величайших еврейских мудрецов, которого звали Илель а-Закен, провожали ученики. Увидев, что учитель очень торопится[11], они спросили его:
— Раби, куда ты торопишься?
— Выполнять заповедь, — ответил он им.
— Что это за заповедь?
— Мыться в бане.
— Разве есть такая заповедь?
— Да, — ответил им Илель. — Ведь даже при каждой статуе нееврейских царей, установленной в публичном месте, состоит особый человек, который содержит её в чистоте и порядке. И эта статуя даёт ему пропитание[12] и даже «связывает» его с царём! Тем более — следует следить за собой мне, сотворенному по Образу и Подобию, как об этом сказано в Торе: И сотворил Б-г человека… по образу Б-жьему[13]!
Как видим, мудрецы подчеркивают, насколько важно, чтобы человек, сотворенный по образу Творца, содержал своё тело достойно. Ведь этим он прославляет Самого Всевышнего. Тем более это верно, когда речь идёт о еврее, вся задача которого в этом мире — быть достойным представителем Всевышнего и Его Торы среди народов. Ему следует вести себя так, чтобы окружающие говорили: «Счастлив этот человек, живущий по законам Торы!» и чтобы никому не пришло в голову сказать: «Горе этому человеку, живущему по законам Торы, и тот, кто не живет по законам Торы, — счастлив!».
Теперь попробуем ответить конкретно на Ваш вопрос. Мудрецы Торы, зная все то, о чем мы говорили выше, не установили благословений на действия, связанные с личной гигиеной. Несмотря на то, что когда человек «держит в голове», что совершает эти действия ради служения Творцу, — они привносят в его жизнь дополнительную святость.
Мы не можем ничего прибавить к тем благословениям, которые были составлены и установлены на поколения мудрецами Великого собрания в соответствии с их знанием — а они обладали знанием скрытых частей Торы и тайн мироздания.
К тому же одна из причин того, что на выполнение некоторых заповедей не были установлены благословения, следующая: эти действия являются само собой разумеющимися и естественными для любого нормального человека.
Тем не менее, конечно же, Вы можете, выполняя какие-либо действия, связанные с личной гигиеной и чистотой, иметь в виду, что делаете это ради служения Творцу: чтобы прославить Всевышнего и поддержать достоинство тех, кто Ему служит, а также — для того, чтобы Вам было более комфортно и удобно служить Ему. Можете быть уверены, что такое намерение — желанно в глазах Всевышнего. Никакого благословения при этом произносить не нужно.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
[1] Сборник респонсов Диврэй Менахем, 21.
[2] См. ниже объяснение Маараля из Праги.
[3] Они также омывали руки, как это предписывалось законами ритуальной чистоты, и это — одна из причин, по которой мудрецы предписали нам омывать руки (см. Мишна Брура, 158:1).
[4] Ваикра 11:44.
[5] Трактат Брахот, лист 53 б.
[6] Трактат Сота, лист 4 б.
[7] Кстати, на языке наших мудрецов телесные отношения мужчины и женщины зачастую называются «еда».
[8] Трактат Шабат 50 б.
[9] Комментируя приведенное выше объяснение Раши.
[10] Ваикра, Бэар 34:3.
[11] Согласно объяснению Эц Хаим.
[12] Имеется в виду оплата работы этого человека из царской казны.
[13] Бэрейшит 1:27.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Запрещается пройти 4 ама (примерно два метра), не сделав омовение рук
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Реувен Куклин
«Благословен ТЫ…, освятивший нас ЕГО заповедями»?
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Яков Шуб
Почему запрет варить козленка в молоке матери его приводится в Торе три раза?
Рав Яков Шуб
Кто постановил омывать руки перед трапезой?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ