Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Могу ли я составить благословение на мытье одежды по аналогии с благословением на омовение рук?

Темы: Одежда, Благословения, Омовение рук, Зеев Гершензон, Стирка

Отложить Отложено

Здравствуйте, Ребе! У нас есть повеление Вс-вышнего «Освятитесь и будьте святы, ведь Я — Б-г ваш», это относят и к мытью рук, к личной гигиене. Ведь имеем же мы благословение «…Одаривший нас заповедями Своими и Повелевший нам совершать омовение рук». Вопрос заключается в следующем: существует ли что-то подобное в отношении личной гигиены или, скажем, в отношении мытья одежды? Например, я ежедневно протираю свой брезентовый рюкзак влажными салфетками или тряпочками, протираю по аналогии, а то и мою, ботинки и кожаную (кожзам, иск. мех) куртку. Есть ли благословения на протирку одежды и носимых вещей? А если нет, можно ли самому их составить, исходя из общей формы, упомянув как материалы, так и род употребления объекта, над которым будет произноситься благословение? Алексей

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый Алексей,

Очень похвально, что Вы стараетесь, чтобы всё в Вашем поведении соответствовало Торе, даже обращение с одеждой.

При омовении рук, например, перед трапезой с хлебом, мы действительно произносим благословение, о котором Вы говорите. Наши мудрецы объясняют[1], что это необходимо, т.к. омовение рук — не только личная гигиена, но и выполнение особой заповеди, цель которой — достижение святости и духовной чистоты. Выполняя эту заповедь, человек «освящает» особую связь с пищей, которая возникает в процессе еды[2], и даже совершает служение, подобное служению коэнов в Храме[3].

Надо отметить: стих[4] Торы, который Вы привели, говорит именно о заповеди омовения рук перед трапезой и в конце трапезы (т.н. маим ахароним). Мудрецы Талмуда толкуют[5] слова Торы следующим образом: «Освятитесь — омовение рук перед трапезой, и будьте святы — омовение рук в конце трапезы». Как Вы видите, мудрецы связывают эти слова с определёнными действиями.

В Вавилонском Талмуде сказано[6]: каждый, кто ест хлеб, не омывая рук, — словно входит к женщине лёгкого поведения. Маараль из Праги в своей книге Нэтивот Олам выражает удивление: что здесь может быть общего? И отвечает: дело в том, что отношениям с такой женщиной «не хватает святости», т.к. она не была посвящена в жёны. При заключении брака женщина посвящается мужчине в жёны. Отношения же с женщиной лёгкого поведения — лишь телесные, без святости. И когда едят хлеб без омовения, это тоже не более чем телесное действие, без святости. Ведь именно про омовение рук сказано «Освятитесь…»[7]. Человеку следует есть хлеб в святости, не отдаваться полностью лишь желаниями тела. Подобно этому: отношения мужчины и женщины не должны быть только телесными, необходимо посвящение.

Тем не менее, можно привести и некоторые доказательства в пользу того, о чем Вы пишете.

В Вавилонском Талмуде[8] приводится барайта: «Следует человеку каждый день мыть лицо, руки и ноги, делая это ради славы Того, Кто его сотворил». Раши в комментарии к Талмуду объясняет: человек сотворен по образу Всевышнего, и, выполняя это, умножает Его славу.

Еще одно объяснение приводит Маарцах[9]. Он говорит: барайта — о том, что, совершая любое действие, человек может иметь в виду, что совершает его ради служения Творцу. Тогда вся его жизнь будет наполнена служением Творцу и святостью. Так и в данном случае. Когда человек посвящает время уходу за собой, ему следует иметь в виду: он делает это, чтобы его тело не было запущенным и больным. А было бы исправным «инструментом» служения.

Мидраш Рабба[10] приводит интересную историю. Как-то одного из величайших еврейских мудрецов, которого звали Илель а-Закен, провожали ученики. Увидев, что учитель очень торопится[11], они спросили его:

— Раби, куда ты торопишься?

— Выполнять заповедь, — ответил он им.

— Что это за заповедь?

— Мыться в бане.

— Разве есть такая заповедь?

— Да, — ответил им Илель. — Ведь даже при каждой статуе нееврейских царей, установленной в публичном месте, состоит особый человек, который содержит её в чистоте и порядке. И эта статуя даёт ему пропитание[12] и даже «связывает» его с царём! Тем более — следует следить за собой мне, сотворенному по Образу и Подобию, как об этом сказано в Торе: И сотворил Б-г человека… по образу Б-жьему[13]!

Как видим, мудрецы подчеркивают, насколько важно, чтобы человек, сотворенный по образу Творца, содержал своё тело достойно. Ведь этим он прославляет Самого Всевышнего. Тем более это верно, когда речь идёт о еврее, вся задача которого в этом мире — быть достойным представителем Всевышнего и Его Торы среди народов. Ему следует вести себя так, чтобы окружающие говорили: «Счастлив этот человек, живущий по законам Торы!» и чтобы никому не пришло в голову сказать: «Горе этому человеку, живущему по законам Торы, и тот, кто не живет по законам Торы, — счастлив!».

Теперь попробуем ответить конкретно на Ваш вопрос. Мудрецы Торы, зная все то, о чем мы говорили выше, не установили благословений на действия, связанные с личной гигиеной. Несмотря на то, что когда человек «держит в голове», что совершает эти действия ради служения Творцу, — они привносят в его жизнь дополнительную святость.

Мы не можем ничего прибавить к тем благословениям, которые были составлены и установлены на поколения мудрецами Великого собрания в соответствии с их знанием — а они обладали знанием скрытых частей Торы и тайн мироздания.

К тому же одна из причин того, что на выполнение некоторых заповедей не были установлены благословения, следующая: эти действия являются само собой разумеющимися и естественными для любого нормального человека.

Тем не менее, конечно же, Вы можете, выполняя какие-либо действия, связанные с личной гигиеной и чистотой, иметь в виду, что делаете это ради служения Творцу: чтобы прославить Всевышнего и поддержать достоинство тех, кто Ему служит, а также — для того, чтобы Вам было более комфортно и удобно служить Ему. Можете быть уверены, что такое намерение — желанно в глазах Всевышнего. Никакого благословения при этом произносить не нужно.

С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


[1] Сборник респонсов Диврэй Менахем, 21.

[2] См. ниже объяснение Маараля из Праги.

[3] Они также омывали руки, как это предписывалось законами ритуальной чистоты, и это — одна из причин, по которой мудрецы предписали нам омывать руки (см. Мишна Брура, 158:1).

[4] Ваикра 11:44.

[5] Трактат Брахот, лист 53 б.

[6] Трактат Сота, лист 4 б.

[7] Кстати, на языке наших мудрецов телесные отношения мужчины и женщины зачастую называются «еда».

[8] Трактат Шабат 50 б.

[9] Комментируя приведенное выше объяснение Раши.

[10] Ваикра, Бэар 34:3.

[11] Согласно объяснению Эц Хаим.

[12] Имеется в виду оплата работы этого человека из царской казны.

[13] Бэрейшит 1:27.

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ