Темы: Суббота, Беременность, Спасение жизни, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, моя жена находится в начале девятого месяца беременности. Беременность проходит довольно тяжело. Врач сказал, что жена должна следить за движением плода и если она не будет чувствовать движений долгое время, немедленно ехать в больницу, т.к. это может быть опасно для ребенка. А что нам делать, если это случится в Шаббат?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Если существует опасность для плода, безусловно, необходимо ехать в больницу даже в субботу и делать все необходимое для его спасения. Это ни в коем случае не считается нарушением субботы, а наоборот — выполнением заповеди спасения человеческой жизни.
Дело в том, что, во-первых, если, не дай Б-г, с плодом, что-то случается, то в большинстве случаев это является угрозой для жизни матери (Рош, Йома 8:13). А, как известно, человеческая жизнь является высшей ценностью. Поэтому, когда человеческой жизни угрожает опасность, разрешено нарушать субботу ради ее спасения. Этот закон выводится из следующего стиха Торы (Ваикра 18:5): «Соблюдайте уставы Мои и законы Мои, исполняя которые человек будет жить ими». Талмуд (Йома 85 б) объясняет: «…жить ими, а не умирать из-за них», т.е. когда соблюдение заповедей может поставить под угрозу человеческую жизнь, даже самый строгий запрет Торы отменяется. Это относится не только к субботним запретам, но и ко всем остальным запретам за исключением идолопоклонства, прелюбодеяния и убийства.
Во-вторых, даже если теоретически жизни матери не угрожает опасность, все равно необходимо ехать в больницу, поскольку спасение жизни плода также является достаточным основанием для нарушения субботы (Бе-аг, автор Галахот Гдолот, приводит Торат а-Адам; Ритва, Нида 44 б; Беур Галаха 330). В данном случае приведенное выше объяснение — «будет жить ими» — неприменимо, т.к. плод еще не является полноценным живым человеком. У этого закона — иное обоснование. Спасать жизнь плода необходимо либо в соответствии с принципом, приводимым в Гемаре (Йома, 85 б): разрешено нарушить одну субботу, чтобы дать человеку таким образом возможность соблюсти множество суббот; либо поскольку разрешено нарушать субботу даже для спасения «потенциальной» жизни, еще не начавшейся (Беур Галаха 330).
Если некоторое время движения плода не ощущаются, врачи советуют съесть что-нибудь сладкое и полежать на боку, это зачастую приводит к возобновлению движений плода (Орхот Шабат 20, прим. 80).
Пусть Всевышний пошлет легкие роды Вашей жене.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву мне читать, чтобы зачать и родить сына?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»