Темы: Мировоззрение, Истина, Суд, Рав Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКто-то мне сказал, что в Торе написано, что надо идти за большинством. Если вы не заметили, то сейчас большинство евреев — светские. Так почему вы нарушаете ваши же законы и не идёте за большинством?
Предположим, что вы правы, и следует идти за большинством мнений. Но кто составляет это большинство? Обратимся к здравому смыслу и зададим несколько простых вопросов.
Хотелось бы наоборот, но, увы, большинство — бедных.
Кого больше в мире, людей здоровых или больных?
Согласно полной занятости больничных касс и постоянно переполненным больницам, большинство — больных.
Кого больше в мире, людей умных или глупых?
Согласно доле профессоров в общем количестве населения получается, что умных не так уж много. Их совсем мало… даже среди профессоров.
Теперь вы спрашиваете, почему мы не хотим придерживаться мнения бедных, больных и глупых? Надеюсь, и вы ещё раз задумаетесь, стоит ли поддерживать идею автоматического большинства.
А что же касается принципа большинства, упомянутого в Торе, то тут, как всегда, не достаточно услышать, что кто-то что-то сказал, а следует углубиться в понимание Торы. Действительно сказано в книге Шмот (23:2) «…следуй за большинством…», но рамки применения этого правила ограничены.
Устная Тора связывает эту фразу с судопроизводством. То есть, когда появляются разногласия между судьями, Тора обязывает их воспользоваться принципом большинства. Этот же принцип применяют и в спорах между мудрецами.
Повеление следовать за большинством относится к случаю, когда есть сомнение, какое из двух правомерных мнений следует принять. Но там, где никаких сомнений нет, где ясно, как солнце, где истина, а где ложь, — этот закон неприменим. Первый еврей Авраам долго искал истину в мире и, когда она ему открылась, то пошёл против большинства и один противостоял всему миру.
Есть ещё одно условие, которое заодно объясняет, почему этот принцип верен только по отношению к судьям и мудрецам, а не к остальному народу. Принцип большинства применим только в том случае, когда участвующие в споре свободны от какой-либо предвзятости и личного интереса, какими еврейские судьи и мудрецы и должны быть. Но когда ими движет какое-либо пристрастие, то тогда никакой принцип большинства не применим.
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Ашер Кушнир
Рав Моше Пантелят
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Увидеть в чудесах — чудеса?
Рав Яков Шуб
Какие чувства правильно испытывать, узнав о ликвидации группы террористов, готовивших теракты на территории Израиля? Что об этом говорит царь Шломо? А Шмуэль а-Катан? Можно ли благодарить Всевышнего за падение наших врагов?
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Большинство осталось там?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Рав Реувен Куклин
Хочу знать и ваш вариант ответа...
Рав Яков Гельфман
Сам Б-г с Моше никогда не говорил?
Рав Яков Гельфман
Почему народ попросил, чтобы Б-г передал заповеди через Моше?