Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Помогла неприятному человеку, но не от чистого сердца и без радости...

Темы: Гордость, Месть, Помощь, Исправление качеств, Рав Яков Шуб, Самосовершенствование, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Сестра моей хорошей подруги не переносит меня, мне кажется, просто за то, что я стараюсь соблюдать заповеди. Но недавно она попала не в очень хорошую ситуацию — ей негде было жить, и она попросила меня приютить ее. Я не могла отказать, но сейчас меня мучает совесть: я не из чистого сердца и с радостью помогла ей. Я помогла, чтобы сказать самой себе: я не такая, как они, я выше их, я не буду злой только потому, что они злые люди. Стоило ли вообще помогать человеку, если это «скрепя сердце» и если это в угоду моему высокомерию и тщеславию? Я почувствовала себя лучше них, и мне кажется, что это не правильное чувство. Адаса

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Адаса,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Еврейский закон (Галаха) определяет не только порядок выполнения заповедей по отношению к Всевышнему, но и взаимоотношения между людьми. На самом деле Ваш вопрос состоит из двух частей:

Во-первых, правильно ли пользоваться тщеславием и гордыней, чтобы стимулировать себя совершать хорошие поступки?

Во-вторых, можно ли отказать человеку в помощи в отместку за его плохое отношение?

  • 1) Для ответа на первую часть Вашего вопроса обратимся к книге Ор Исроэль, в которой Рав Исроэль Салантер, основатель движения Мусар, описал фундаментальные принципы духовной работы над собой. Уже в первом письме Рав Исроэль упоминает, что тщеславие и гордыня при правильном использовании могут являться незаменимыми помощниками в достижении поставленных целей по соблюдению заповедей и исправлению своих душевных качеств. Ведь Всевышний заложил в человеке целый спектр душевных качеств именно для того, чтобы дать ему возможность в нужное время использовать каждое из них в работе над собой.
  • 2) Что касается второй части Вашего вопроса, то сказано в Торе (Ваикра19:18): «Не мсти, не храни злобы в сердце на сыновей своего народа и возлюби ближнего, как самого себя». «Не мсти» — то есть не поступай с ним так же плохо, как он поступил с тобой. «Не храни злобы» — если он причинил тебе боль или страдание, не храни в своем сердце злобу и ненависть.
  • Получается, что если Вас пришел просить о помощи человек, который в прошлом причинил Вам боль, запрещено напоминать ему об этом и закрывать перед ним дверь, если у Вас есть возможность помочь ему. Поскольку это будет нарушением запрета «не мсти».

    Кроме того, если к Вам обратились за помощью, запрещено будет сказать: «Я не такой, как ты, я тебе помогу» или «Не хочу уподобляться тебе, поэтому помогу тебе…», поскольку так можно нарушить запрет «не храни злобу». В некоторых случаях запрет нарушается, даже если мы только подумали об этом, поэтому надо стараться помогать людям от всего сердца.

    Рамхаль в книге Месилат Йешарим (гл.11) пишет, что одна из причин, по которой человеку очень тяжело расставаться с планами мести, заключается в том, что в его сердце не затихает боль от полученной обиды и ему кажется, что месть его успокоит. Поэтому человеку необходимо стараться перебороть себя и отказаться от планов мести (см. ниже). Тогда боль и воспоминания об обиде, в конце концов, уйдут сами по себе.

    Отказаться от желания мстить очень сложно, если мы не осознаем и не замечаем, что все события несут в себе особый смысл. Однако если мы научимся понимать, что все контролируется Всевышним и нередко происходящее — это всего лишь отголосок прошлых событий и наших проступков или урок, который Всевышний пытается нам преподнести, нам легче будет отказаться от планов возмездия.

    Безусловно, существуют ситуации, когда лучшим выходом является — отдалиться от человека, создающего Вам проблемы. Если Вы делаете это, только чтобы избежать неприятностей или дурного влияния, Вы не нарушаете никаких запретов.

    С уважением, Яков Шуб

    Материалы по теме


    О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше