Темы: Миква, Стыд, Рав Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. У меня есть вопрос: я хочу пойти в микве, но стесняюсь. Что делать? Был там много раз, но на меня смотрят и мне почему-то стыдно. Я перестал ходить… Заранее спасибо! Аарон
Здравствуйте, уважаемый Аарон,
Надо знать, что стыд — очень хорошее качество, свидетельствующее о Вашей духовности и уме.
Классическая книга о еврейской морали, Орхот цадиким («Пути праведных») приводит высказывание наших мудрецов: «Разум — это стыд». У животных нет стыда, ведь у них нет разума. Каждому человеку следует стараться вести себя в соответствии с этим важным чувством и развить его до такой степени, чтобы оно стало привычкой, обосновалось в душе, возобладало над нашей природой — ведь благодаря этому качеству он может развить в себе большинство других достоинств и избежать всех дурных свойств.
Кроме того, стыд — это серьезное препятствие на пути греха, «железная стена» перед ним. Ведь человек зачастую совершает нарушения тайно, стесняясь делать это на людях[1].
Тот, кто хочет жить по Торе, должен научиться управлять своей материальной природой. Важно не отвергать физическое, материальное (отвергнуть — легче всего!), а поставить его под контроль духовного; обучать тело абсолютному подчинению душе. Такой рецепт способен «излечить от стыда» в той области, где его проявления излишни. Ведь бывают случаи, когда человек стесняется исполнять заповеди. И есть некоторые заповеди, исполнять которые люди не привыкли — и не исполняют. А того, кто исполняет, стыдят и высмеивают. В таких ситуациях следует — несмотря ни на что — постараться стерпеть и исполнить заповедь!
И это станет понятно, если человек представит себе, что стоит перед Творцом, Который дал нам эти заповеди. Именно перед Ним следует стыдиться — за их неисполнение. Это должно быть так же понятно как то, что слуга царя не нарушит царский приказ, даже если ему придется подвергнуться из-за этого великому позору. Ведь он трезво оценивает ситуацию. Стыд, который он испытает перед царем, если не выполнит приказ, в тысячу раз тяжелее, чем стыд из-за насмешек людей, которые ожидают его при выполнении приказа.
Конкретно по поводу миквы. Речь идет об особом бассейне, сделанном в строгом соответствии с еврейским Законом — Галахой. Его наполняют водой из естественных источников. В микве должно быть не менее 40 сэа (ок. 760 литров) воды. Погружаются в микву для того, чтобы очиститься от ритуальной нечистоты (тума). Окунаются не только женщины, но и мужчины. В отличие от женских микв, где одновременно в помещении миквы находятся только одна женщина и баланит (сотрудница, которая следит за окунанием), — мужские миквы, действительно, устроены так, что в помещении может находиться сразу много мужчин.
Замужние еврейские женщины обязаны периодически посещать микву. У еврейского же мужчины такой обязанности нет. Но во многих общинах существует обычай: мужчины окунаются в микву, чтобы очиститься накануне больших праздников (таких, как Рош а-Шана, Йом-Кипур, Песах…). Если в Вашей общине есть такой обычай и у Вас есть возможность — следует постараться его выполнить.
Также есть общины, в которых мужчины посещают микву и каждую пятницу (накануне субботы). А некоторые делают это каждое утро перед молитвой.
Несколько практических советов, которые, возможно, Вам помогут:
С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
[1] Орхот цадиким, начало раздела Шаар а-Бошет.
Рав Арье Каплан
Как выглядит миква и как она устроена?
Рав Мендель Агранович
Дайте общие критерии и перечень
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Проходя через сорок сеа воды в микве, человек как бы проходит через начальные этапы Творения мира.
Рав Яков Шуб
И как это делать правильно?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Эльяким Залкинд
Слова Каина противоречат догматам иудаизма?
Рав Реувен Куклин
Во что были одеты Адам и Хава до греха?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Почему душа человека стремится к независимости, к утверждению своей свободы? Почему в нас заложена тяга к Творцу, но при этом мы боимся, что такое сближение лишит нас индивидуальности? Короче, почему мы так противоречиво устроены?
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Рав Зеев Гершензон
Праотец Авраам был первым, кто распространил Тору... Но ведь миссионерство у евреев запрещено...
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ