Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Был ли праотец Авраам миссионером?

Темы: Предназначение, Неевреи, Идолопоклонство, Авраам, Бней Ноах, Миссионерство, Рав Зеев Гершензон, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

После прослушанных уроков по книге Берешит я поняла, что Авраам был первым пропагандистом и распространителем веры, и у меня возникли следующие вопросы:

Если Торы и заповедей еще не было, то к чему он призывал людей и чему их учил? Заповедано всем нам также распространять Тору, но можно ли и нужно ли делать это среди неевреев? Насколько мне известно, миссионерство у евреев запрещено.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте,

О том, как Авраам учил людей своего поколения и приближал их к Всевышнему, великий еврейский мудрец РаМБаМ[1] пишет так:

«…Так продолжалось очень долго. Мир забыл великое Имя Творца, люди позабыли о Всевышнем. Знали только деревянные образы и уже с детства были приучены поклоняться им в своих храмах, деревянным и каменным изделиям. И даже мудрецы, которые были среди них — например, жрецы — воображали, что нет никакого божества, кроме звезд и небесных тел, изображениям которых и поклонялись. И было лишь несколько людей во всем мире, которые знали Творца — Ханох (прадед Ноаха), Метушелах (дед Ноаха), Ноах (построивший ковчег), Шем (сын Ноаха) и Эвер (правнук Шема). И так было до тех пор, пока не родился столп человечества — наш праотец Авраам.

Он, про которого говорят “Весь мир — на одном берегу, а он — на другом” (отсюда и слово иври — “перешедший”, с одного берега на другой), еще будучи ребенком, стал размышлять и днем и ночью, поражаясь: “Как это возможно, что небосвод находится в движении? И Кем же запущен этот механизм движения небосвода? Ведь не может быть, чтобы он вращал сам себя!”. И не было у Авраама никакого учителя, который рассказал бы ему и научил. Наоборот, он жил в городе Ур-Касдим, в котором жили одни только неразумные идолопоклонники. И отец его, и мать были идолопоклонниками. Но, несмотря на то, что он и сам сначала служил идолам вместе с ними, его сердце стремилось к правде. И так — до тех пор, пока он действительно не вышел на путь Истины, понимая при этом, что ошибки быть не может. Авраам узнал, что есть Один Творец, и Он — Тот, Кто вращает небесные тела, Кто создал все, и нет в мире Всевышнего, кроме Него. Авраам понял, что люди ошибаются. И ввело их в заблуждение то, что служили они звездам и изображениям столько, что исчезли у них последние понятия Истины. Аврааму было сорок лет, когда узнал он своего Творца. И так как он узнал Истину, стал опровергать ложные представления и несостоятельность взглядов жителей города Ур-Касдим. Он дискутировал с людьми о вере, спорил и говорил, что они не идут путями Истины. Он разбивал идолов и увещевал народ, что не нужно служить никому, кроме Творца мира, чтобы впредь было известно о Нем всем. И что надо уничтожить и разбить все существующие изваяния, чтобы не ошибались другие люди, как те, кому кажется, что нет иного Б-га, кроме этих идолов.

Так как то, что он говорил, было очевидно, и народ шел за ним, захотел царь убить Авраама. Но, Аврааму чудом удалось уйти из Ура в дальний город Харан. Везде он убеждал людей, что есть только Один Творец для всех и только Ему стоит служить. Он ходил от города к городу и от страны к стране и взывал к людям. И так как много людей собиралось вокруг него и задавали ему разные вопросы, он объяснял каждому по его разумению, пока не возвращал его на путь Истины. Продолжая таким образом, он дошел до страны Ханаан. Это — то, о чем сказано: “И воззвал там Именем Творца мира” (Берешит 21:33). С ним шли уже десятки тысяч людей. И вложил он в сердца людей эту великую основу, и написал о ней книги, и научил ей Ицхака, сына своего…»

Конечно, так же, как и праотец Авраам, мы должны — когда это возможно и актуально — распространять среди окружающих нас людей знание о том, что существует только Один Творец для всех и только Ему стоит служить. Но речь не идет о распространении Торы и мицвот, данных Творцом нашему народу, среди неевреев. Об этом сказано в Торе[2]: «Учение (Тору) заповедал нам Моше в наследие». Она — наследие именно еврейского народа. А неевреев, желающих выполнять те законы Торы, которые к ним относятся, следует обучать всему, что касается заповедей Бней-Ноах[3]. И об этом сказано в Вавилонском Талмуде[4] так:

«Нееврея, занимающегося Торой, следует почитать как первосвященника, и об этом сказано (Ваикра, 18:5): “…которые будет исполнять человек, и Жизнь (в Мире Грядущем) обретет ими”. Сказано “человек”[5], и имеются в виду заповеди Бней-Ноах»

Вы и сами можете увидеть, что даже в самом нашем народе есть колена коэнов, левитов, которым предписаны особые законы служения Творцу, а есть «просто» евреи, которым такие законы не предписаны. И у каждого — своя роль и задача. И первые — не должны исполнять задачу вторых, а вторые — первых. Также и у неевреев своя задача в этом мире, а евреям — Вс-вышний дал свою задачу и роль. И Тору — для того, чтобы с этой ролью справляться.

Слышал от моего учителя рава Элиши Гринберга (да продлит Вс-вышний его дни!), следующее сравнение, проясняющее эту тему[6]:

«Представьте себе крупную компанию с мировым именем. Сотрудник этой компании — работает в престижном месте, у него высокий заработок. Ему хорошо. Он специалист, и его работой компания довольна. Но представьте себе, разве хорошо будет, если абсолютно ВСЕ люди будут работать только в одной этой компании? Будет от этого хорошо компании? Самим людям?». Надо помнить о том, что каждому человеку в этом мире Творцом отведена своя, особая роль, и следует постараться справляться с ней как можно лучше!

С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


[1] Мишне Тора. Начало 1-й главы раздела «Авода зара».

[2] Дварим 33:4

[3] И об этом пишет РаМБаМ в книге Мишне Тора, раздел Шофтим, глава 10, галаха 9.

[4] Трактат Санэдрин, лист 59а.

[5] Т.е. каждый человек.

[6] Пересказ по памяти, поэтому возможны неточности.

Материалы по теме


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше