Темы: Леви-Ицхак Кантарович, Молитва, Забота о здоровье, Еда, Шахарит
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ часто испытываю чувство голода. Поэтому я часто перекусываю. Но как быть с молитвой? Ведь нельзя есть перед ней. А когда я немного поем, мне становится нормально. А.
Уважаемый А.,
Прежде чем ответить непосредственно на Ваш вопрос, напомним, почему перед молитвой не едят. Написано в книге Ваикра (19:26): «Не ешьте с кровью» (буквально — «на крови»). Мудрецы, разъясняя эти слова Торы, сказали, что нельзя есть прежде, чем мы обратимся в молитве к Творцу. Т.е. «не ешьте, пока не попросите за свою кровь». Начиная день с молитвы, мы выражаем свое осознание того, что всем обязаны Всевышнему. И только после этого удовлетворяем свои материальные потребности. А тот, кто, ест перед молитвой, называется гордецом (Млахим I, 14, 9 и см. Брахот 10 б).
И таков закон в Шулхан Арухе (69:3). Но если человеку необходимо поесть, чтобы не возникло проблем со здоровьем, это разрешено, т.к. здесь нет проявления чрезмерной гордости.
Также в Шулхан Арухе (закон 4) сказано, что если человек испытывает чувство голода или жажды, то еда и питьё приравнивается к лечению, поэтому они разрешены. Однако комментаторы пояснили, что имеются в виду сильные голод и жажда, из-за которых человек не может сосредоточенно молиться.
Уместно также упомянуть, что современные законодатели установили: пить кофе с молоком и сахаром, а также сладкий чай разрешено.
О Вашем вопросе. Если есть с утра — это только привычка, то, конечно, нужно постараться приучить себя действовать правильно, стараться не есть перед молитвой.
Однако всё зависит от ситуации. Бывает, например, что человеку требуется немало времени, чтобы добраться до места молитвы. Это часто случается за пределами Израиля. Тогда, если он знает, что к тому времени ослабнет от голода, то может перекусить — столько, сколько ему необходимо для поддержания сил. Но, конечно, нужно стараться обойтись минимумом.
Понятно также, что если человек страдает гастритом или язвой желудка, даже если язва на данный момент залечена, ему не следует испытывать голод. Поэтому если он поест перед молитвой, это будет не проявлением гордыни, а лечением.
Всего доброго, Леви-Ицхак Кантарович
Рав Леви-Ицхак Кантарович
Что такое тфилин?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Неизвестный автор
Утренняя молитва для солдат.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Яков Шуб
Как не подать ей руку?
Рав Яков Шуб
А готовить в одной духовке?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Авраам Куперман,
из цикла «Молитва новолетия»
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»