Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выкупающий пленного за сто динаров или дающий подаяние бедному в сто динаров, что есть все, чего бедному недостает, не сравнятся с тем, кто выкупит десять пленных или восполнит недостающее десяти беднякам, каждому по десять динаров.»Орхот цадиким. Щедрость

У молодой женщины муж в коме. Врачи говорят, не очнется никогда. Развод невозможен...

Темы: Брак, Еврейский закон, Заповеди, Развод, Болезни, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Шалом, квод ха-рабаним. Я получаю ежедневно Илхот шабат («Законы субботы») по почте. В сегодняшнем разделе была тема пикуах нефеш (опасность для жизни) в шабат. Были приведены слова из Рамбама, которые он приводит на тему некама (месть), процитирую:

«Итак, ты узнал, [изучающий,] что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире. Правда, Рамбам ограничивает применимость этого принципа. Рассматривая ситуацию, когда необходимо нарушить субботу ради спасения человеческой жизни, он пишет, что Тора по сути своей не мстительна: И запрещено мешкать нарушить субботу ради больного, жизни которого угрожает опасность, как сказано (Ваикра 18, 5): “Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек ЖИВ БУДЕТ ИМИ” — а не умрёт из-за них. Итак, ты узнал, что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире».

Совсем недавно столкнулся (в принципе, это не в первый раз, что слышал о таких проблемах) с проблемой у молодой женщины, у которой муж попал в автокатастрофу и находится уже несколько лет в состоянии комы. Врачи оценивают ситуацию, что в такой ситуации он хоть и может находиться годы, но не очнется никогда. Все ее попытки каким-либо образом получить статус свободной женщины не увенчались успехом. И в принципе понятно, по какому Закону Торы. Ситуаций, когда женщина может оказаться в подобной ситуации огромное множество.

То, что не понятно мне: как осуществляется здесь принцип указанный выше из Рамбама? Тем более, мы прекрасно знаем о значимости цельной семейной жизни в жизни человека и женщины в частности. Знаем о важности мицват она (заповеди об интимных отношениях в браке) и понимаем, естественно, что такая ситуация ставит человека перед испытанием не упасть действительно, не выдержав испытание… Тем не менее, для мужчины в такой ситуации есть все же некий выход, усложненный постановлением, срок которого, как я понимаю, истек, что отдельная тема, которую не стоит, наверно, вносить в рамки этого вопроса. А вот для женщины такого выхода нет! Хотелось бы понять ситуацию и разрешить возникшее в моих глазах противоречие. Заранее благодарен за ответ. Зеев

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Зеев!

Хорошо понимаю Ваши чувства. Бывает, что страдания велики.

Попытаемся вместе понять сам закон Торы. Что касается законов субботы, то Тора могла запретить работать в субботу даже ради спасения еврея. Тора это разрешила — вэ-хай баэм вэ-лё ше-йамут баэм, т.е. законы Торы даны для того, чтобы человек жил по ним, а не умирал из-за них. И в случае опасности для жизни законы Торы «отодвигаются» — можно нарушать субботу, есть в Йом-Кипур, есть некошерную пищу и т.д. ради спасения жизни. «Отодвигаются» все законы Торы, кроме трёх запретов: идолопоклонства, разврата и кровопролития. Эти запреты настолько суровы, что даже ради спасения жизни их нельзя нарушить.

Женщина, пока муж её жив, запрещена всем остальным мужчинам. И этот запрет как раз из категории законов, которые нельзя нарушить даже ради спасения жизни. Вспоминаю, как отец зацал рассказывал мне о своём отце, который был раввином в Казани. Как-то подошла к нему женщина, муж которой был на фронте, а она умирала с голоду, по ее словам — совершенно буквально опасность для жизни. Дедушка зацал ответил, что угроза смерти может отодвинуть разные запреты Торы, но не запрет эшет иш — замужняя женщина остаётся запрещённой для всех мужчин, кроме мужа.

А вообще-то, не совсем понял, что тут Тора могла бы постановить. Что жена, муж которой впал в кому, перестаёт быть замужней женщиной? Как раз сила брачного союза в еврейском народе по Торе очень велика, этот союз величествен. Ради святости и величия еврейской семьи и еврейского народа, возможно, некоторые люди страдают. Но величие еврейской семьи стоит этого. Кроме того, мы знаем: когда человек страдает ради того, чтобы не нарушить заповедь, — это его великая заслуга, это духовно возвышает его. И награду за это — не переоценить.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше