Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как есть фрукты у нерелигиозных родственников в Израиле?

Темы: Отношения с родственниками, Орла, Кашрут, Трумот и маасрот, Давид-Йеуда Вертлиб

Отложить Отложено

Собираюсь в гости к нерелигиозным родственникам в Израиле. Они знают про мой кашрут и, возможно, будут кормить меня фруктами. Скажите, пожалуйста, какие фрукты можно есть и какие нельзя (из-за опасения орла)? Также: как в такой ситуации наиболее незаметно отделить трумот и маасерот? Можно ли как-то отделить их заранее дома, или отделить после возвращения домой?

Отвечает рав Давид-Йеуда Вертлиб

Спасибо за Ваш вопрос. Для начала напомним, что орла — это плоды, появившиеся в течение первых трех лет после посадки дерева. Их запрещено есть и, вообще, использовать. Этот закон относится ко всем плодам — выращенным как в Земле Израиля, так и за ее пределами. С той разницей, что в случае сомнения, являются ли эти плоды орла, если они выросли в Земле Израиля, мы «устрожаем» и запрещаем их, а если они выросли за границей, — «облегчаем».

Некоторые виды плодов никак не могут быть орла, так как в первые три года после посадки деревья, на которых они растут, не плодоносят, а если и дают плоды, то они не поступают в продажу. Следующие деревья обычно дают плоды на четвертый, пятый и т.д. год после посадки: оливки, финики, аннона, гуаява, черешня, рожковое дерево, манго, абрикос, лимон, пекан, слива, яблоня, апельсин, клементин. Первые три года после посадки не дает плодов и цабар (опунция — съедобный кактус).

Среди плодов других видов растений процент орла, напротив, высок, и не следует покупать их там, где нет надлежащего контроля и сертификата кашрута, а также есть в гостях у «несоблюдающих» родственников. К ним относятся: сорта винограда Плейм, Рэд глоб адом, также зеленый виноград без косточек сорта Супериор, сливы сорта Блэк Джем, карамбола, нектарины сорта Киви, полученные путем скрещивания сливы и персика, персик Септембер, улучшенный путем генной инженерии, папайя, черника. Если эти виды фруктов импортированы в Израиль, то они разрешены. Список, конечно, не полный, к тому же процент плодов орла может сильно варьироваться в зависимости от года и сорта фруктов.

На четвертый год после посадки дерева в Земле Израиля плоды его также запрещены, пока они не выкуплены и их святость не «перешла на деньги». Плоды четвертого года называются нэта реваи. И только плоды пятого года, после отделения по всем правилам трумот и маасрот (приношений и десятин), разрешены в пищу (при условии, что не были нарушены законы седьмого года — шмиты).

Итак, мы видим: проблем с плодами может быть много, поэтому в Израиле нельзя есть фрукты без надлежащего сертификата кашрута. Плоды, выращенные за границей, напротив, можно есть без ограничения, если только нам не известно точно, что это плоды орла.

О Вашем вопросе, как незаметно отделить трумот и маасрот. Существует возможность заранее произнести текст, который читают при отделении трумот и маасрот, а потом фактически отделить их. Делать это можно в следующих случаях:

  • 1. перед наступлением субботы, когда человек находится в пути и опасается, что не успеет до субботы вернуться домой и отделить, ведь в субботу отделять нельзя;
  • 2. когда он гостит у людей, которых (справедливо) подозревает в том, что они едят плоды, от которых не были отделены приношения и десятины.
  • 3. если по какой-то причине он не может отделить до субботы.
  • (См. Мишна Дмай, седьмой раздел, первая мишна; Рамбам, «Законы десятины», девятый раздел, седьмой закон). В этом случае произносят текст отделения в будущем времени (по Хазон Ишу). Вы можете взять текст из сидура (моливенника) и произнести его в будущем времени: «Больше, чем одна сотая, что мне предстоит отделить, будет трума гдола в северной стороне, оставшееся, сотая часть и еще девять таких же частей в северной стороне фруктов, будет первая десятина маасер ришон…» и т.д. Этот текст произносят прежде, чем идти в гости, и перед субботой и праздником. При этом фактически отделяют трумот и маасрот за столом.

    Если приношения и десятины отделяют от разных видов фруктов, то каждый раз добавляют «для каждого вида» (например, «трума гдола для каждого вида» и т.д.). Если человек забыл отделить и ел фрукты, то, если остались плоды этого вида, можно отделить трумот и маасрот от оставшихся плодов, подразумевая при этом и съеденные. Но изначально так поступать нельзя.

    В гостях (например, в Вашей ситуации, у нерелигиозных родственников) можно отделить прямо на тарелке, это будет выглядеть, как будто бы гость не доел.

    С уважением, Давид-Йеуда Вертлиб

    Материалы по теме


    Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше