Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

С какого возраста делают омовение рук ребенку?

Темы: Воспитание детей, Нетилат ядаим, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом! Подскажите, пожалуйста, некоторые вопросы по поводу малыша. В каком возрасте ему нужно делать утренний нетилат ядаим (омовение рук)? Пока он маленький, он постоянно в ночной туме (ритуальная нечистота)? Нужно ли родителям посреди ночи делать нетилат ядаим, вставая к кричащему малышу?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Обязанность омывать руки с утра после пробуждения распространяется как на мужчин, так и на женщин. Подробнее о том, как правильно омывать руки см. Почему утром мы омываем руки по очереди, а перед трапезой — два или три раза каждую руку?.

Необходимо, чтобы дети также омывали руки с утра (Мишна Брура 4:10). В книгах по Еврейскому Закону точно не определен возраст, с которого это следует делать. По мнению автора Мишны Бруры обязанность омывать руки связана с тем, что после ночи на руках остается ритуальная нечистота. Соответственно, пока не омыли руки, запрещено дотрагиваться до еды. Значит, и омывать руки ребенку необходимо с того возраста, когда он начинает дотрагиваться до еды руками.

Шулхан Арух а-Рав (4:2) дает другое объяснение: пока человек спит, его душа поднимается вверх, а тело наполняется ритуальное нечистотой. Когда утром он просыпается, душа возвращается в тело, ритуальная нечистота уходит и только на руках остается ее часть. Однако ритуальная нечистота входит только в то пространство, где до этого была святость. Соответственно, омовение рук становится обязательным только с 13 лет для мальчиков и 12 лет для девочек, когда они достигают совершеннолетия и их души приобретают настоящую святость. Далее Шулхан Арух а-Рав говорит, что возраст, с которого душа начинает приобретать святость, это возраст, когда ребенка начинают приучать к заповедям (приблизительно 6—7 лет). Получается, что уже с этого возраста ребенок должен омывать руки. А еще лучше — омывать ребенку руки с момента выполнения первой заповеди по отношению к нему, а именно, заповеди обрезания.

Многие величайшие раввины прошлого поколения также рекомендуют устрожать в этом случае соблюдение закона и начинать омывать детям руки уже с самого раннего возраста. Они объясняют, что это способствует успешному воспитанию детей и положительно влияет на их богобоязненность и способность к изучению Торы (Орхот Рабейну 3:194 от имени Хазон Иша, Тшувот вэ-Анhагот 2:1 от имени Рава из Бриска).

Следует отметить: всё сказанное относится к омовению рук с утра после ночного сна. После дневного сна для детей такой обязанности не существует (При Мегадим 4:7, Алихот бат Исраэль 1, прим. 22 от имени Рава Мойше Файнштейна).

Точно так же и мама после утреннего пробуждения должна омыть руки прежде, чем начнет заниматься ребенком, поскольку, как было сказано, после ночи на руках остается ритуальная нечистота. Поэтому до омовения рук нельзя дотрагиваться до «отверстий» в теле: рта, носа, ушей и т.п. Но когда мама просыпается ночью, чтобы дать ребенку соску или накрыть его, ей по многим мнениям разрешено это делать, даже не омывая руки. При этом необходимо также стараться не дотрагиваться до упомянутых выше органов (Алихот бат Исраэль 1:6).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Кицур Шульхан Арух 2. Омовение рук

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Запрещается пройти 4 ама (примерно два метра), не сделав омовение рук

Кицур Шульхан Арух 40. Законы нетилат ядаим для трапезы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Как делать омовение рук перед хлебом в гостях?

Рав Барух Рабинов

Если кто-то делал омовение передо мной и не соблюл всех правил, вода на ручке ковшика нечиста?

Утреннее омовение рук, или Немного о злых духах

Рав Шимон Соскин

Многим известен тот факт, что религиозные евреи утром после пробуждения омывают руки из специального сосуда, называемого «натла». Причем многие из них наполняют его водой и оставляют на всю ночь у кровати вместе с небольшим тазиком, чтобы иметь возможность омыть руки сразу после пробуждения, еще не встав с постели. Это омовение напоминает омовение рук перед едой с хлебом, однако его смысл несколько иной. В чем он?


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ