Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нужно ли идти на свадьбу к дочери раввина, если нет приглашения?

Темы: Раввин, Хупа, Свадьба, Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте. Вопрос очень актуален, если есть возможность, ответьте сегодня. В нашем городе у дочки главного раввина свадьба, гости были приглашены по письменным приглашениям. Насколько принято для тех, кто официально не был приглашен, тоже прийти на свадьбу, но только, допустим, через 2 часа после официального начала церемонии? И насколько важно присутствовать на еврейской свадьбе, если даже официально не был приглашен? С уважением, Меир

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Меир, большое спасибо за Ваш вопрос. По Вашей просьбе отвечаем в тот же день. Даже если Вы не будете участвовать в свадебной трапезе и придете позже, Вы выполните заповедь веселить жениха и невесту. Кроме этого в Вашем случае, поскольку речь идет о раввине города, есть еще одна причина прийти на свадьбу и поздравить его: ведь этим Вы выражаете ему почтение и уважение.

Рассмотрим Ваш вопрос более подробно. Существуют разные обычаи приглашения гостей на свадьбу. Некоторые ограничиваются тем, что вешают приглашение в синагоге или дают объявление в районной газете и пишут, что все молящиеся синагоги могут рассматривать это как персональное приглашение, и только самым уважаемым людям и родственникам посылают отдельные приглашения. Другие, наоборот, посылают персональные приглашения и просят гостей подтвердить свое участие, чтобы знать, какое количество людей будет реально участвовать в праздничной трапезе.

В Гемаре (Брахот 6 б) сказано: тот, кто участвует в свадебной трапезе и не веселит жениха и невесту, «противоречит пяти голосам». (Речь идёт о «пяти голосах», упоминаемых в последнем свадебном благословении: «Да зазвучат вскоре в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос ликования…»). Приша (Эвен а-Эзер 65:2) выводит отсюда, что заповедь веселить жениха и невесту распространяется только на тех, кто участвует в трапезе. Остальные галахические авторитеты не согласны с ним и считают: тот, кто участвует в свадебной трапезе и не веселит жениха и невесту, нарушает запрет. Однако если человек приходит веселить жениха и невесту, даже не участвуя при этом в трапезе, безусловно, он выполняет заповедь (Рав Хаим Воложинер, Бейт Шмуэль, Эвен а-Эзер 65:1). И в Шулхан Арухе (Эвен а-Эзер 65:1) сказано просто, что заповедь — веселить жениха и невесту, без упоминания того, что это связано с участием в трапезе.

Как же выполняется заповедь веселить жениха и невесту? В данном случае нет строгих правил. Один из комментаторов Шулхан Аруха, Эзер ми-Кодэш (Эвен а-Эзер 65:1) говорит, что заповедь можно выполнить, приняв участие в свадебных танцах, подавая жениху еду и питье, произнеся добрую шутку или просто поговорив с женихом. Уважаемый человек выполняет заповедь, даже просто придя на свадьбу, ведь само его присутствие почетно для жениха и невесты и радует их. Однажды мы слышали от Рава Ноаха Орловека, духовного руководителя йешивы Тора Ор, что человек, который не умеет танцевать, должен приходить на свадьбу первым. Ведь пока гости не собрались, жених волнуется, как пройдет свадьба, и любое знакомое лицо порадует и успокоит его. Иными словами, заповедь можно выполнить любым «методом», который может поднять настроение и порадовать жениха и невесту.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше