Недавно умер один мой хороший знакомый. Его семья сидит «шива» (соблюдает законы семи траурных дней). К сожалению, я не был знаком и никогда не общался с его родственниками. Скажите, пожалуйста, есть ли смысл навестить их, ведь я их совсем не знаю, и чем мое присутствие может помочь им?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Примите наши глубочайшие соболезнования в связи с кончиной Вашего друга.
Для того чтобы ответить на Ваш вопрос необходимо понять суть заповеди утешения скорбящих. Рамбам (Законы скорбящих 14:7)говорит, что если человек находится в ситуации, когда ему необходимо выполнить и заповедь навещать больных, и заповедь утешать скорбящих, а у него есть возможность выполнить только одну из них, следует отдать предпочтение заповеди утешать скорбящих. Причина: хотя обе эти заповеди — «благодеяния», утешение скорбящих — благодеяние не только по отношению к живым, но и по отношению к мертвым.
В Гемаре (Шабат 152а) сказано, что душа умершего скорбит по нему в течение семи дней. И если у человека не осталось родственников там, где он умер, необходимо собирать десять человек в течение всех семи дней траура. Более того, Рамбам (Законы скорбящих 13:4)пишет: эти десять человек садятся на место скорбящих, и приходят другие люди и утешают их, как будто они скорбящие родственники умершего.
Мнение Рамбама приводится в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 376:3). Рамо же не принимает это мнение и говорит, что десять человек собираются в доме умершего для молитвы и чтения Кадиша. В любом случае ясно, что заповедь утешения скорбящих выполняют не только ради живых, но и ради умерших.
Однажды мы слышали от нашего учителя Рава Мойше Петровера интересное объяснение, почему эта заповедь является благодеянием по отношению к мертвым. Уже Царь Шломо сказал, что лучше пойти на кладбище, чем на празднество. Когда человек приходит на похороны, утешает скорбящих и т.п., он невольно задумывается и о свой жизни, о том, для чего существует. Кроме того, говоря о добрых делах умершего, он переосмысливает и свои дела, раскаивается в дурных и желает стать лучше. Этот душевный подъем, который помогает человеку продвинуться в изучении Торы и соблюдении заповедей, в конечном итоге будет считаться также и заслугой умершего, который «побудил» его к этому. Таким образом, даже в будущем мире, где у человека уже нет возможности умножать свои заслуги самостоятельно, умерший получит награду и за те заповеди и добрые дела, которые люди совершают благодаря ему в этом мире.
Поскольку, как было сказано выше, заповедь утешения скорбящих относится как к живым, так и к мертвым, даже если Вы не знакомы с родственниками умершего, Ваше посещение во время шива будет утешением для Вашего знакомого и проявлением уважения к нему. И, безусловно, если Вы сможете рассказать о его добрых делах и найти нужные слова, чтобы утешить скорбящих родственников, заповедь будет выполнена полностью: как по отношению к живым, так и по отношению к умершему.
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Годовщина смерти (по еврейскому календарю)
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Траур по умершему родственнику»
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ