Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Слышала, что в еде допускается наличие определенной доли трефного. Это правда?

Темы: Кашрут, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! Была удивлена, услышав, что в еде допускается наличие определенного кол-ва трефного. Правда ли это? И какое именно количество? Откуда это правило? Спасибо заранее, Д.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Д.,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, в еврейском Законе существует принцип, по которому какая-то доля некошерной или запрещенной еды, смешиваясь с определенным количеством кошерной еды, «аннулируется» и становится пригодной в пищу. Этот принцип называется битуль — «отмена», «аннулирование» (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 109). Следует отметить: данный принцип применяется только в том случае, когда два вида по какой-то причине уже перемешались, однако изначально запрещено смешивать трефную пищу с кошерной, чтобы аннулировать (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 99:5).

Попробуем рассмотреть некоторые общие принципы данного закона. Существует два вида аннулирования: битуль бэ-ров — «отмена меньшей части в большей» и битуль бэ-шишим — «отмена одной части в шестидесяти частях».

По Торе пища имеет статус тех компонентов, которые составляют бОльшую ее часть, т.е. если более пятидесяти процентов смеси составляют кошерные компоненты, то и вся смесь будет считаться кошерной. Однако этот принцип применим, только если в смеси совсем не чувствуется вкус некошерных компонентов. Когда вкус этих компонентов ощущается, то даже если они «в меньшинстве», вся смесь запрещена к употреблению в пищу. Иными словами, необходимо «аннулировать» не только саму некошерную пищу, но и ее вкус.

Получается, если кошерный и трефной виды сухой холодной пищи, имеющие одинаковый вкус (мин бэ-мино), по ошибке смешали, действует принцип «отмена меньшей части в большей» (битуль бэ-ров). Поскольку в данном случае вкус некошерной пищи не будет чувствоваться.

Если же кошерный и трефной виды сухой холодной пищи обладают разным вкусом (мин бэ-шэ-эйно мино) и их по ошибке смешали и приготовили вместе, действует принцип «отмена одной части в шестидесяти частях» (битуль бэ-шишим). Этот же принцип применяется, когда смешиваются два вида жидкости или когда два вида пищи были сварены или размолоты вместе, даже если у них одинаковый вкус.

Следует отметить, что некоторые виды пищи не подлежат аннулированию, например, хамец (квасное) в Песах, тевель (пища, от которой не отделены трумот и маасрот), некошерная пища, которая остается видимой в смеси, некошерная пища, необходимая для придания цвета, и многие другие виды.

Безусловно, невозможно рассмотреть все детали данного закона в рамках короткого ответа, поэтому если возникают конкретные практические вопросы, следует обратиться к компетентному раввину.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ