Темы: Песах, Хамец, Рав Бенцион Зильбер, Битуль хамец
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто такое «Битуль хамец», когда его делают и чем оно помогает? М., Иерусалим
Уважаемый М.!
Битуль хамец — это «аннулирование», «отмена» квасного (хамеца), которое находится во владении человека. Талмуд сообщает нам, что по закону Торы, если человек «аннулирует» хамец, находящийся у него во владении, он, по Торе, не нарушает запрета «да не будет видно у тебя квасного», даже если этот хамец остается у него в доме на Песах.По постановлению мудрецов нельзя оставлять дома никакого хамеца, даже если его «аннулировать». Его надо убрать.
Мы «отменяем» квасное дважды: один раз вечером, после окончания проверки, не осталось ли где квасного (бдикат хамец). При этом «отменяется» только то квасное, которое человек не видел и не убрал (исключая то, что он оставляет себе на следующее утро, чтобы поесть и чтобы выполнить заповедь биур хамец — уничтожения квасного; обычно его сжигают).
Второй раз хамец «отменяют» утром, в этом году 5-го апреля, после сжигания. При этом «отменяется» все квасное.
У ришоним (ранних комментаторов) есть две линии объяснения, что происходит, когда мы выполняем эту заповедь: 1. Рамбам и Раши полагают: мы «аннулируем» квасное, так что в наших глазах это больше не еда, а пыль земли — не вкусная булочка, а прах земной. Когда мы так чувствуем в своем сердце — весь хамец в нашем доме «аннулируется». 2. Тосфот считают: мы объявляем его никому не принадлежащим, это не наше. Запрещено — держать в своем владении свой хамец, а, объявляя его никому не принадлежащим, мы, по Торе, не нарушаем запрета, даже если хамец остался дома. По обоим мнениям, в соответствии с постановлением мудрецов мы должны убрать квасное из дома.
Мишна Брура пишет (434, 9): когда текст «аннулирования» произносят на арамейском, если человек понимает, что он «аннулирует» квасное, — это работает. Если же он этого не понимает, а думает, что произносит какую-то молитву, это ничего не стоит. И человек может это произносить на любом языке, который он понимает.
Если он хочет произнести на русском языке, то вечером говорит: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не видел и не уничтожил, — да будут аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной».
А утром после сожжения хамеца говорит: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я видел или не видел, уничтожил или не уничтожил, — да будут аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной»
Аннулирование квасного утром можно сделать до конца пятого временного часа. В Иерусалиме, по обычаю Иерусалима — до 11:19 по летнему времени.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Ципора Харитан,
из цикла «Женщина в еврейском доме»
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Уничтожение хамеца • Не быть видимым, не находиться во владении • Поиски и аннулирование хамеца • Время поисков • Свеча для поисков • Благословение на поиски • Порядок поисков • После завершения поисков • Продажа хамеца
Рав Бенцион Зильбер
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Рав Хаим Суницкий
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Яков Шуб
Что нам теперь делать?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ