Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как не возгордиться, выполняя заповеди?

Темы: Гордость, Рав Реувен Куклин, Заповеди, Исправление качеств, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Шалом!

Когда стараешься прилежно исполнять мицвот, то возникает чувство, что вот какой я молодец, как хорошо угождаю Всевышнему, что, возможно, благодаря и моим молитвам идёт дождь и существует мир. Вопрос такой: как не возгордиться, когда удаётся много финансировать деятельность по распространению Торы, как не тщеславиться, когда хвалят и почитают, как не возмутиться праведным гневом, когда несправедливо ругают и оскорбляют, как справиться с ревностью и обидою, когда жена предпочитает общаться со своими подругами, а не со мной? Заповедь не желать ничего, что есть у моих ближних — помогает не завидовать, запрет на лашон а-ра (злословие) — удерживает от осуждения. А что может помочь не гордиться и не тщеславиться, что — не обижаться, что — сдерживать праведный гнев или вообще не гневаться? Какие критерии или заповеди?

С уважением, Михаил

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Михаил,

Раббан Йоханан бен-Закай в трактате Пиркей Авот (2, 8) отвечает на Ваш вопрос. Его слова: «Если ты многое постиг в Торе, не кичись этим, ибо для этого ты и создан». Интересно отметить, что Талмуд в трактате Сукка (28 а) говорит, что сам раббан Йоханан Бен-Закай был редчайшим знатоком Торы. Нет области в Торе, утверждает Талмуд, которую бы он не знал.

В своих словах раббан Йоханан бен-Закай сообщает нам важное правило: человек должен постоянно помнить, что пришёл в этот мир для того, чтобы выполнять волю Творца — изучать Тору и выполнять Его заповеди. Человек, который так смотрит на вещи, не станет тщеславиться, выполняя заповеди. Ведь он всего лишь исполняет свои функции.

Кроме того, важно понять, что выполнение заповедей необходимо именно нам и только для нашего блага Творец заповедал нам их выполнять, как сказано (Дварим 10, 12—13): «А теперь, Исраэль, чего Господь, Б-г твой, требует от тебя?.. соблюдать заповеди Господа и уставы Его, которые я заповедую тебе ныне для твоего же блага».

А в книге Иов (35, 6—7) сказано: «Если грешил ты, — что ты сделал (этим) Ему? И, умножая прегрешения твои, — что причиняешь ты Ему? Если праведен ты, — что дашь Ему? Получит ли Он что-либо из твоей руки?».

Моше уподобляет соблюдение заповедей жизни, а нарушение заповедей — смерти (см. Дварим 30, 15). Тот, кто осознаёт, что заповеди — это самое большое благо для него самого, а грех — самый большой вред для него самого, не будет гордиться, что выполняет заповеди или воздерживается от грехов, так же, как он не гордится, принимая лекарство, спасающее ему жизнь, или избегая смертельного яда.

Более того, человек, осознающий это, выполняя заповеди, будет ощущать огромную радость и благодарность Творцу. Аризаль пишет (Шаар Руах а-Кодэш), что радость при выполнении заповедей должна быть больше, чем радость получившего все блага мира.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше