Темы: Рав Реувен Куклин, Ноах, Рамбам, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ моём переводе на русский язык написано так: «… И увидел Всевышний, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Всевышний, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Всевышний: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа. …». Я смущён тем, что Всевышний как будто вдруг «прозрел!» , что «раскаялся»… Выглядит, как будто всё пошло не по Его суверенной, непреодолимой воле, не по Его первоначальному (единственному) плану. Я не верю, что может быть что-то, не ведомое для Создателя, или что-то, не предопределённое Им и вдруг реализованное. Разъясните, пожалуйста, что написано (сказано) на самом деле? Заранее благодарен. Да благословит вас Благий! Юрий
Уважаемый Юрий,
Вы правы, Творец никогда не передумывает и не «раскаивается» ни в чём, ведь Он совершенен во всём, в том числе — в Своем знании. Об этом ясно говорит пророк Шмуэль (I, 15, 29): «А Сильный Исраэйля не солжет и не раскается, ибо не человек Он, чтобы раскаяться».
Чтобы понять это место (как и многие другие места) в Торе, приведу слова Рамбама в книге «Мишнэ Тора». Там Рамбам пишет следующее («Законы основ Торы», 1, 11—12): «И так как уже было объяснено, что нет у Него физического тела, ясно, что нет у Него и телесных свойств. Ни соединения, ни разделения; ни места, ни измерения; ни вознесения, ни нисхождения; ни правой, ни левой стороны; ни направления вперед или назад; ни сидения, ни стояния. И Он не существует во времени, поэтому нет у Него ни начала, ни конца, ни возраста. И Он не меняется, ибо ничто не может изменить Его. И нет у Него ни смерти, ни жизни — подобной жизни живого организма; ни глупости, ни мудрости — подобной человеческой; ни сна, ни пробуждения; ни гнева, ни веселья; ни радости, ни печали; ни молчания, ни речи, подобной человеческой… И поэтому все эти и им подобные слова, употребленные в Торе и у пророков, — всё это лишь образные сравнения и аллегории. Как сказано: “Сидящий в небесах смеётся” (Тэилим 2—4); “Они гневили меня суетой своей” (Дварим 32—21); “Как радовался Б-г о вас” (Дварим 28—63) и тому подобное. Обо всём этом сказали мудрецы: “Тора говорила языком людей”. А также сказано: “Меня ли они гневят?” (Йирмея 7—19). Но ведь ещё сказано: “Я — Г-сподь — не изменился” (Малахи 3—6). А если бы Он иногда сердился, а иногда радовался, — то Он бы изменялся. Однако все эти качества есть лишь у низменных тел, которые материальны и тленны. Но Он, Благословенный, превознесён и возвышен над всем этим».
Поэтому везде, где говорится о Творце, речь идёт не о Нём самом, а только о Его действиях. Например, если сказано, что Творец разгневался, это не значит, что Он исполнился гнева, подобно человеку. Это значит, что Его действия выражали гнев. Это же относится и к тому отрывку, который Вы привели. Тут не имеется в виду раскаяние, подобное человеческому раскаянию, когда человек сожалеет о том, что сделал. Тут имеется в виду, что Творец изменил Свое поведение с людьми. Если прежде Он поступал с ними милосердно, то теперь начался новый период: Всевышний готовит мир к уничтожению почти всего человечества во время потопа.
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Журнал «Мир Торы»
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ