Темы: Наказание, Эдом, Гостеприимство, Овадья Климовский, Моав
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Изучаю Тору, недельный раздел, и возник вопрос. В Дварим гл.2, ст. 29 Тора говорит про момент прохода земли Сихона — «как мне сделали сыны Эсава….Моав». Но ведь сыны Эсава, Моав не дали пройти. Вы ответите, что это относится только к продаже еды и воды, но про это сказано в 28 стихе и каашер относится именно к проходу по земле. Но тогда как же Моше говорит: «как сделали мне Эдом и Моав» — ведь они не дали пройти! Не оставьте без ответа. Спасибо.
Шалом! Комментаторы говорят, что в данном случае слово ка-ашер («как») относится именно к тому, о чем говорится в первой части стиха 28, — к продаже продовольствия. Другое дело, что ведь Моав обвиняется (в объяснении, почему Тора не разрешает евреям родниться с ними) именно в том, что не вынес хлеб и воду навстречу евреям. На это есть множество объяснений. Самым простым представляется такое: одно дело — торговать с теми, кто проходит у границ, и это делали все — кому захочется упустить свою выгоду[1]. Другое — встретить путников хлебом и водой, когда они впервые приближаются к границам. Очевидно, тогда это было принято даже по отношению к не очень дружественным народам, и единственные, кто пренебрег этим, — это Моав и Амон.
С уважением, Овадья Климовский
[1] Хотя пройти через свою территорию никто не дал — а выгода была явная, но тому есть свои причины.
Читайте: Книга Дварим с комментариями
Кто такие Аммон и аммонитяне
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Шломо Гольдман
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ